10+ ФАКТОВ О КОНСТАНТИНЕ КИНЧЕВЕ: МЕДАЛЬ ОТ ЕЛЬЦИНА, ХЭВИ-МЕТАЛ И ПЛАГИАТ

Вчера свой 62-й день рождения отмечала легенда русского рока, один из самых почитаемых отечественных рок-музыкантов, многолетний лидер группы «АлисА» Константин Кинчев (настоящая фамилия — Панфилов).

В своё время — в 13-14 лет — я был просто страшным, что называется, отбитым «алисоманом». С годами восприятие творчества этого коллектива у меня значительно изменилось, однако я по сей день люблю послушать что-нибудь из «старого доброго», а кроме того я проникнут большим уважением к самому Кинчеву как к безусловно талантливой, работоспособной и цельной личности.

В сегодняшней статье я предлагаю вам десять (и даже больше) фактов из жизни и творчества этого человека! Поехали!

1. Лихой на сцене — лихой и в жизни, притом с самого детства. И хотя вырос будущий рокер в Москве, мыслями он был далеко, в диких прериях и на безлюдных островах сокровищ. Его кумирами были индеец Чингачгук и пират Джон Сильвер. В семь лет Костя убежал из дома: во время игры в пиратов он сказал сверстникам, что знает, где нужно искать клад, и ребят сняли с поезда уже в Туле.

Очевидно пытаясь перенаправить энергию отпрыска в верное русло, родители, Евгений и Людмила Панфиловы, отправили Костю заниматься хоккеем. Увлечение этим мужским видом спорта было не очень долгим, ведь…

1 из 2


Костя в детстве

2. …в 14 лет будущий лидер «Алисы» открыл для себя «Black Sabbath». Произошло это в его последнее пионерское лето, в лагере «Звёздочка», где на побудках таинственный товарищ включал на всю мощность вместо горна как раз-таки композиции выдающегося британского коллектива. Мечты о карьере хоккеиста преобразились в мечты о карьере музыканта.

В том же самом достославном лагере, как свидетельствуют легенды, Константин постиг азы игры на гитаре, а кроме того повадился в расположенный неподалёку лагерь хиппи, где слушал уже «Led Zeppelin», а также заигрывал с «детьми цветов» женского полу.

1 из 2


Костя Панфилов в лихую юность

3. Говоря о начале творческого пути Константина Кинчева нет-нет, да и вспомнишь стихотворение, которое декламирует герой одного известного детского фильма. «Извилист путь и долог. / Легко ли муравью / Сквозь тысячи иголок / Тянуть одну свою» — и поэтично, и просто, и правдиво.

В середине 70-х, в подъезде он повстречался с Евгением Маргулисом, гитаристом уже популярной группы «Машина времени» (у них с Кинчевым, кстати, день рождения в один день), и тот нагадал парню большое будущее. Так оно и случилось… только чуть позже…

Ещё до переезда в город-герой Ленинград, будучи школьником, Кинчев играл в группах с такими колоритными названиями, как «Золотая середина», «Круг чёрной половины» и «Третья фан-команда». В конце 1970-х, Кинчев создал свой первый коллектив, где он являлся лидером и главной движущей силой. Коллектив получил название «Сломанный воздух». По признаниям самого музыканта, на такое наименование его вдохновил никто иной, как Гарик Сукачёв и его группа «Закат солнца вручную». В репертуаре «Сломанного воздуха» были в основном композиции зарубежных рок-коллективов; записей своего музицирования молодые люди не делали. Они играли на танцах в подмосковном Красногорске, правда недолго — коллектив просуществовал всего два года. Кинчеву хотелось играть песни собственного сочинения.

Так в 1983-м году появилась группа «Зона отдыха». В том же 83-м коллектив записал магнитоальбом, не сохранившийся до наших дней. Так или иначе, практически все композиции того периода можно услышать в разных альбомах «Алисы», больше всего их на пластинке 1996-го года «Jazz».

Спустя год, в 1984-м, Кинчев переехал в Ленинград, в Мекку советского рока, где уже к тому времени творили «Аквариум», «Зоопарк», «Пикник«, «Странные игры» и прочие знаменитые коллективы. При пособничестве Андрея Заблудовского, гитариста группы «Секрет», Кинчеву удаётся записать несколько новых песен. Запись, полностью сделанная за одну ночь в студии Ленинградского Государственного Института театра, музыки и кинематографии, получила название «Нервная ночь», а весёлое общество музыкантов — «Доктор Кинчев и группа «Стиль». На запись, помимо самого Кинчева и Заблудовского, были ангажированы Алексей Мурашов, барабанщик «Секрета», и Святослав Задерий, бас-гитарист и лидер молодой группы «АлисА». Именно на этой записи Задерий отметил талантливого москвича и пригласил его в качестве вокалиста в свой коллектив… что и стало для него, Задерия, роковой ошибкой. Уже в следующие пару лет Кинчев завоевал не только лидерство в «Алисе», но и любовь публики.

4. Придя в «Алису», Кинчев сразу показал, кто в доме хозяин. Он объявил коллективу, что группа должна выступать под названием «Доктор Кинчев и «АлисА», и петь они будут исключительно его песни, благо, их качество, по сравнению с ранним материалом группы, было довольно высоким. Записав альбом «Энергия», из группы, похватав вещи, быстро свинтил бывший лидер Задерий, и «АлисА» в несколько изменённом составе и теперь под руководством Кинчева начала покорение вершин тогдашнего музыкального Олимпа.

«АлисА» очень быстро завоевала популярность рок-фанатов по всему Ленинграду, а затем — и по всему Союзу. Бьющие наотмашь тексты, не всегда укладывающиеся даже в бой барабана перестройки, и неоднозначный образ лидера, конечно, не могли не привести к скандалам. Самый известный из них произошёл в 1988-м, когда группа начала судебный процесс против газеты «Смена». Кинчев обвинил журналиста Виктора Кокосова в клевете, так как тот напрямую обвинил рокера в фашизме в своей статье «Алиса с косой чёлкой». Под этим названием скандал и вошёл в историю.

В результате разбирательства было установлено, что никаких фашистских речей на четверть болгарин Кинчев не произносил, и «Смена» была принуждена выпустить опровержение «Алисы с косой чёлкой». По молодому Кокосову дело ударило хоть и больно, но не смертельно. Он по сей день занимается публицистической деятельностью, является членом Русского Географического общества. Я сам встречался с ним несколько раз на различных конференциях и литературных круглых столах и не сказал бы, чтобы он производил впечатление обиженного жизнью.

5. В одном из интервью Кинчев рассказывал о необычной забаве, которой любил предаваться в детстве. Отдыхая у бабушки в деревне, он ложился на качели и глядел на землю, в которой копошились муравьи. Рокер рассказывал, что тогда представлял себя какой-то высшей силой, а муравьёв — людьми.

Эта подробность хорошо объясняет как дальнейший карьерный взлёт Кинчева, так и его тягу ко всему сверхъестественному и мистическому. В частности, это касается вопросов веры. Уже в конце 80-х у Кинчева появилась тяга к церкви, которая выражалась весьма своеобразно. Так, в 1987-м он посетил Псково-Печерский монастырь с крестом, выжженным перекисью на голове, за что монахи окурили его ладаном и выгнали. После возвращения с гастролей, идя по улице вместе с двоюродным братом Кириллом и Ниной Барановской, писательницей и журналисткой, Константин вцепился в борт едущего грузовика и едва остался жив. Позже он объяснил: «Я же там плакал от восторга… Я туда… А они… Кадилом… Как беса…».

В 1992-м, после гастролей в Иерусалиме и посещения святых мест, Константин Кинчев принял крещение. Произошло это 30 сентября 1992 года в церкви Живоначальной Троицы в Останкине. Тем он открыл для себя новый этап жизни: начал бороться с наркозависимостью, которую поборол к середине 90-х, а также стал серьёзно изучать православие, что сильно сказалось на его творчестве.

Константин Кинчев дружен со многими священнослужителями, имеет церковную награду, орден Святой Татьяны (как «наставник молодёжи»). В репертуаре группы множество песен, так или иначе связанных с библейской и православной тематиками («Мы православные», «Крещение», «Рождество» и т.д.).

6. За год до крещения, в дни Августовского путча, Кинчев проявил себя настоящим деятелем баррикад. Так, он принял участие в обороне Белого дома. Чтобы не беспокоить жену, Кинчев сказал ей, что поедет заключать договор на биржу, и позже позвонил, объяснив, что едет за аппаратурой в Мытищи. Вначале, с колом в руках, Константин присоединился к оцеплению, после этого, с его собственных слов, он понял, что выглядит полным идиотом и попросил гитару. За проявленную храбрость в 1993-м президентом Борисом Ельциным рокер был награждён медалью «Защитник свободы России». Через год музыкант официально вернул награду, тем самым выразив протест против убийства журналиста Дмитрия Холодова и начала военных действий в Чечне.

1 из 2


Кинчев в дни путча

7. В конце 90-х Кинчев вляпался в ещё один скандал, на это раз — менее однозначный, чем в годы суда со «Сменой». Коротко, факты таковы.

В 1998-м во время концерта «Алисы» в ДК «Меридиан» Константин Кинчев обратился к зрителям со следующими словами: «Я устал быть певцом для ублюдков. Видеть ваши рожи нет никакого желания, потому что вы ведёте себя как свиньи, подонки и уроды. Пятнадцать лет пытаюсь достучаться до сердец. Что-то, что тревожит собственное сердце, зародить может быть в души, а натыкаюсь на тупое сопротивление ублюдков и мрази. Чаша терпения на грани, ребята: или вы меняетесь и будете людьми, наконец, или Кинчева не будет для вас, свиней». Подобный пламенный спич появился после того, как в подъезде музыканта в течение двух недель жили фанаты, которые выпивали и справляли нужду, не отходя от места. После этого музыкант несколько раз публично извинился перед фанатами, объяснив им, что не сдержался и вспылил, и что давно хочет «изжить этот грех в корне».

Конечно, понять его можно. Сколько неудобства доставили сумасшедшие «фанаты» своей «любовью» семье и соседям певца! Но безо всяких ВИДИМЫХ причин крыть матом собравшихся на концерт слушателей… последнее дело, как по мне. Лично я всегда придерживаюсь того, что от артиста мне нужно его искусство: ни его личная жизнь, ни его личные проблемы меня не волнуют, по большей части (это вообще тема для отдельной статьи). Но таких, как я — 5 процентов. Остальных же подобные речи могут глубоко ранить. Великое счастье, что Кинчев вообще выгреб на поверхность после этого скандала и, как бы сказали сейчас, не утонул в бронебойном хейте.

8. Ещё одной неприятной стороной творчества «Алисы» и всего с ним связанного — это множество обвинений в плагиате. Насколько мне известно, ни одного иска о нарушении авторских прав до группы так и не дошло, однако в подражании Кинчева и его компанию частенько обвиняли и музыкальные критики, и простые слушатели. Чаще всего группу обвиняют в воровстве у таких исполнителей, как «Black Sabbath», «Sisters of Mercy», «RAMMSTEIN» и «Dire Straits».

Справедливости ради надо сказать, что в репертуаре есть два вполне себе официальных русскоязычных кавера англоязычных песен. Это кавер на песню группы «Black Sabbath» «NIB» (в исполнении «Алисы» — «Аккумулятор») и на песню группы «Unheilig» «Für Immer» (в исполнении Алисы — «2012»). Кроме того, в ранней песне группы «Театр теней» использованы фрагменты мелодии песни «Kyoto Song» группы «The Cure». Лидер британского коллектива Роберт Смит указан в качестве соавтора песни.

Что называется, найдите десять отличий…

Если хотите отдельную статью о тех совпадениях, которые я сам нашёл в песнях «Алисы», напишите мне об этом в комментариях.

9. В чём нельзя отказать Константину Кинчеву, так это в том, что он любящий муж, отец и дед. Рокер был дважды женат. В первый раз его избранницей стала Анна Голубева, в этом браке родился сын Евгений. Сейчас Евгению Панфилову уже 32 года, и он занимается атрибутикой в группе отца.

О браке с Голубевой Кинчев вспоминал так:

«Сердце мое дремало до поры до времени, интересовал только секс. Как только появилась любовь, я и женился. Но это никак не повлияло на мое поведение. Наша семья с Анной была очень вольной…»

Со второй женой, Александрой, дочерью заслуженного артиста РСФСР Алексея Локтева, Кинчев познакомился в 1988-м, в очереди в Елисеевском магазине. С Александрой они счастливо живут уже 30 лет. Кинчев занялся воспитанием дочери Александры от первого брака, Марии, кроме того в этом браке у артиста появилась дочь Вера. Вера Панфилова снималась в нескольких клипах «Алисы» («Трасса Е-95», «Мы держим путь в сторону леса», «Родина»), а сейчас активно снимается в кино и телесериалах.

1 из 4




Первая жена артиста, Анна Голубева, с маленьким Евгением

10. В последнее время Кинчев вернулся к «хорошо забытому старому». А именно — к сольному творчеству. Впервые за многие годы в этом году артист представил свою сольную песню, «Дежавю». В начале апреля Кинчев опубликовал клип новой песни, снятый и смонтированный им самим. Все инструментальные партии композиции также были сыграны Константином без помощи товарищей по группе. Возможно, что песня войдёт в его сольный альбом.

Выход песни Кинчев сопроводил следующим посланием:

Данелия знал!!!😱😜 ⠀ ⠀

Все эти QR-коды сильно напоминают мне колокольчики в носу

Пацаков при жесткой цветовой дифференциации штанов… ⠀ ⠀

В интересные времена живем… ⠀ ⠀

Жуть…😱😜 ⠀ ⠀

P.S. Песня называется «Дежавю»⠀ ⠀

Ку…🤟😎🤟

Вообще, лидер «Алисы» частенько выступал в различных проектах отдельно от своего коллектива. Он записывал совместные треки с группами «Объект насмешек», «Ва-БанкЪ», «Серьга», «25/17», «Калинов мост», «Король и шут» и многими другими. Лично мне больше всего импонируют треки «Любовь» (совместный с «СерьГой»), а также «Ад Холода» (совместный с «25/17» в рамках проекта «Лёд 9»).


Вообще с творчеством Александра «Рикошета» Аксёнова и группы «Объект насмешек» у Кинчева вообще отдельные отношения. Они записали совместную песню «Комсомольский билет» ещё в далёком 1987-м. Затем, в 1999-м был выпущен совместный альбом Рикошета и Кинчева «Геополитика», который сам Кинчев назвал «баловством и игрушкой». Основу альбома составили новые версии старых песен «Алисы» и «Объекта насмешек».

О своих отношениях с Рикошетом Константин Кинчев рассказывал так:

«Мы были с «Рикошетом» больше, чем друзья, я считал его своим братом. При всей бунтарности на сцене, он был эстетом, очень тонким, ранимым. Себя он ассоциировал с безупречным представлением панк-рока».

«Рикошет» Аксёнов скончался 22 марта 2007-го в возрасте 42 лет. В память о товарище Кинчев создал «Выход дракона» — трибьют-альбом, в котором приняли участие такие артисты, как Илья Лагутенко, Сергей Шнуров, Гарик Сукачёв, Михаил Горшенёв, Андрей Князев, Илья «Чёрт» Кнабенгоф, Александр «Чача» Иванов и многие другие. Обозреватель «Rolling Stone» Андрей Бухарин написал об этом альбоме:

Трибьюты часто становятся способом спекуляции, но «Выход дракона» не из этой оперы. Наоборот, это один из лучших образцов жанра. На нём неоцененные в авторском исполнении песни Рикошета будто проявились и заиграли всеми красками настоящих хитов. Дракон вырвался на волю и вот уже взрывает эфиры рок-станций, о чём сам Рикошет мог только мечтать.

Такой он, Константин Кинчев из группы «АлисА». Несмотря не на что, я очень жду новых хороших песен от него и его коллектива и желаю вчерашнему имениннику долгих лет жизни и благополучия!