15 всё ещё актуальных советских фильмов

Сейчас можно встретить самое разное отношение людей к советским кинофильмам: от враждебного до восторженного. Это зависит и от возраста зрителя, и от его понимания исторических и общественных процессов.

Для поколений, родившихся после 1990-х гг. в особенности сложно смотреть кино СССР, так как они понятия не имеют, что там было в этом союзе и о чём вообще вся эта песня.

На этой почве часто случается столкновение старшего поколения с молодёжью. «Как так! Ты что не знаешь кто такой Владислав Дворжецкий?» и так далее. Напрашивается вопрос, а откуда юноша или девушка, родившийся, например, в 2000 году будет их знать? «Брюзжащее старичьё» против «тупой молодёжи»… или вечная проблема «отцов и детей».

Зачастую старшее поколение не может/не хочет делиться и учить, а младшее не может/не хочет учиться и «впитывать».

***

Хочу предложить 15 фильмов СССР, которые меня сильно впечатлили как интеллектуально, так и эмоционально.

В которых я увидела ту проблематику, которая созвучна современной жизни, что и делает эти фильмы всё еще актуальными. Их, разумеется, больше 15, но начнём пока с этой цифры.

1 Вы чьё, старичьё? 1988 год.


https://www.kinopoisk.ru/film/45957/

Фильм на первом месте, скорее, по актуальности вопроса. Ведь на момент 1988 года те, кто были стариками находилось в сложной ситуации: дело идёт к распаду государства, это ещё не очевидно, но витает в воздухе.

В какой-то степени эти старики символ уходящей эпохи. Фильм сложный, но подойдет для желания подумать о том, что дальше. Ведь все мы когда-то будем стариками.

2 Никто не заменит тебя. 1982 год.


https://www.kinopoisk.ru/film/466567/

Главный герой — скрипач в оркестре цирка. Он очень любит своего маленького сына и мечтает, что он станет известным музыкантом. После событий, главный герой расстаётся с женой, а их сын тяжело переживает разлад в семье. Фильм о семейных отношениях и о жизни ребёнка, потерявшего семью. Основной посыл очень хороший — что супруги, мать и отец не должны терять контакта с ребёнком, даже в такой сложной ситуации как развод. Хорошо показано также и то, что очень важно быть собой, иметь свои интересы и развиваться самому. Недопустимо делать описанное выше за счет других.

3 Урок литературы. 1968 год.


https://www.kinopoisk.ru/film/42531/

Фильм о жизни… О том, кто ты и куда двигаешься, к чему идешь. Совершенно замечательно передана атмосфера школы. Приятный фильм. Радует открытый конец. Каждый зритель может понять его по-своему и так, что главный герой ушёл, и так, что он изменился…

4 Неподдающиеся. 1959 год.


https://www.kinopoisk.ru/film/46403/

Фильм невозможный для понимания по одной простой причине: в современном мире такие понятия, как искренняя, бескорыстная помощь ближнему и борьба за каждого человека, даже если он «алкаш» — непостижимы. Сейчас такого нет. Мир другой. В фильме молодая женщина просто так помогла двум мужчинам, её коллегам на заводе, стать лучше.

5 Влюблен по собственному желанию. 1982 год.


https://www.kinopoisk.ru/film/45798/

Фильм, сам по себе, довольно популярный, однако, если сравнить с фильмом «Самая обаятельная и привлекательная»… Последний намного больше находится » на слуху».

Меня заинтересовало несколько моментов:

1. В фильме «Влюблен…» есть действия происходящие на заводе, есть потерявший себя и выпивающий мужчина, как и в фильме «Неподдающиеся», но отношение коллектива к нему, мягко скажем, невнимательное, есть дистанция от темы его алкоголизма. Желания помочь уже нет. В отличии от фильма «Неподдающиеся». Потому что на момент 1982 люди сильно изменились, дистанцировались друг от друга, чего не было в 1959. И помогает главному герою, как раз-таки, весьма чудаковатая по фильму женщина. Помогает вопреки всему.

2. Хорошо показано то, как важно работать над собой, стремиться и идти вперёд. Слова героини: «…работать над собой и своими чувствами». «Можно найти счастье в себе самом. Можно. Я в этом уверенна».

6 Поезд идет на Восток. 1948 год.


https://www.kinopoisk.ru/film/43200/

Фильм про путь человека. В прямом смысле из Москвы во Владивосток, и в переносном путь жизни, жизненный путь. Идти по пути одному… Идти по пути вместе… Идти по пути коллективом… Можно ли пройти весь путь с одним человеком? Какую роль в наших жизнях играют попутчики? Случайны ли они?? Много тем для размышлений.

7 Ищу мою судьбу. 1974 год.


https://www.kinopoisk.ru/film/42623/

Очень сложный, философский фильм. Основная тема — тема православной религии. Как она связана с верой? Да что есть вера? Вера во что? Или в кого? Символичны имена главных героинь: Вера, Надежда и Любовь. И забавно получается, что Вера теряет веру, Надежда — надежду, а Любовь — любовь…

8 Неоконченный урок. 1980 год.


https://www.kinopoisk.ru/film/656306/

Фильм о школе… И о школе жизни. Его можно сравнить с фильмом «Урок литературы» в том, что главный герой в этом фильме искренне рад быть учителем физкультуры, но сталкивается с неискренней радостью своей возлюбленной — коллеги быть учительницей русского языка и литературы, по совместительству классным руководителем 10 «Б». По факту классным руководителем 10 «Б» становится именно он, а формально остаётся она… Личные отношения рушатся под влиянием разного отношения к себе и к профессии.

9 На исходе лета. 1979 год.


https://www.kinopoisk.ru/film/421440/

Фильм об отношениях сразу трёх поколений: дед, отец, сын. Хорошо показаны профессиональные моменты врачей. Быт спортсменов гребли.

Много о личных отношениях. О том, как семья может быть чужой как одному члену семьи, так и для всех. Поднимаются вечные вопросы кто, кому и что должен? И должен ли?

10 Семейный круг. 1980 год.


https://www.kinopoisk.ru/film/565082/

Похожий фильм про семейные отношения. В центре одинокая взрослая женщина, воспитывающая дочь-подростка и сына-студента. Для неё долгое время было важным достигать личных и карьерных успехов (профессия судьи показана неплохо), но в какой-то момент возник вопрос: а зачем? Извечный выбор: семья или работа? И как найти баланс.

Отдельно бы отметила интересную подачу отношения к теме брака сына героини, и невесты сына. Для них это «просто женился, просто развелся». Несерьёзно. И хорошо показано, почему эта позиция не близка героине. Но, она, бессильна, потому как «каждый должен совершать свои ошибки и проживать свой опыт». И то правильное, что, порой, говорят родители до детей доходит только спустя время.

11Первая перчатка. 1946 год.


https://www.kinopoisk.ru/film/42936/posters/

Фильм очень хорошо показывает всю ту же извечную проблему «семья или работа? И как найти баланс»… кстати сказать, как и в предыдущем фильме 1980 года. Фильм начинается с того, что тренер по боксу общества «Метеор» Иван Привалов в парке, у силомера, встречает «свою мечту» — отставного военного Никиту Крутикова с великолепными физическими данными, и хочет воспитать из него чемпиона по боксу. Это хорошая иллюстрация того, как жизнь человека может изменится на 360 градусов всего лишь от одной встречи… От одной прогулки в парке. Выбор «семья» или «карьера» встаёт перед ним, когда Никита знакомится с милой девушкой Ниной Грековой, спортсменкой по художественной гимнастике общества «Метеор». Фильм мне очень понравился диалогами: «Бокс — это обмен знаниями при помощи жестов». Слова матери Крутикова насчёт его увлечения боксом: «драться кулаками как пьяный извозчик», когда можно «играть в теннис и кататься с девушками на коньках».

12Всё решает мгновение.1979.


https://www.kinopoisk.ru/picture/2642582/

15-летняя Надя Привалова живёт весьма уединённой жизнью, недалеко от моря. Так, плаванье становится самым большим её увлечением. Её талант пловчихи замечают, и она присоединяется к сборной СССР по плаванью. На Международных соревнованиях с ней происходит то, чего никто от неё не ожидал, как и сама Надя: она не может преодолеть свой страх того, что с заполненных трибун на неё смотрят толпы людей и не справляется с поставленной перед ней задачей. Тема страха выступлений перед публикой, страха подростков, что на них все смотрят чуть ли не в упор, да и просто страха человека перед жизнью — это очень актуальная тема во все времена.

13Зимний вечер в Гаграх. 1985.


https://www.kinopoisk.ru/picture/2685369/

Ровно та же актуальная тема того, как жизнь человека может изменить встреча. Два человека встретились в непростые периоды своих жизненных путей. И некогда знаменитый чечеточник Беглов, живущий скромно и незаметно на фоне новых «звёзд» эстрадного коллектива, вновь ощущает себя энергичным артистом. А его ученик Аркадий начинает блестяще танцевать степ. Хорошо показана тема взаимодействия старшего и младшего поколений, о котором шла речь в начале статьи. В данном фильме младшее поколение захотело научиться у старшего, а старшее передало свой опыт.

14Медовый месяц. 1956.


https://www.kinopoisk.ru/picture/3362192/

Людочка, выпускница медицинского института, по распределению должна уехать «на периферию», или по современному «в регионы», но она хочет остаться в Санкт-Петербурге (Ленинграде), ведь не для регионов «её роза росла», и с целью остаться «выскакивает» замуж за ленинградца Алексея. Вскоре её мужа отправляют в командировку в Сибирь. Чтож,»в регионы» Людочке всё же пришлось съездить.

Думаю, что темы «выскакивания» замуж, браков «по расчету» не перестанут быть актуальными никогда. Избитая тема, как дороги в России.

Конец фильма мне показался замечательным и поучительным: труд в Сибири «выбил» из Людочки «дурь» и сделал из неё человека, способного любить…

15Карантин. 1968.


https://www.kinopoisk.ru/picture/3491557/

Фильм особенно актуален в период коронавируса COVID-19.

Приведу описание фильма: «Во время эксперимента в институте эпидемиологии происходит авария. Чтобы вирус смертельной болезни не проник за стены лаборатории, пять сотрудников остаются в карантинном режиме. В этой ситуации люди раскрываются самым неожиданным образом».