5 неприличных фактов об Андрее Тарковском, которые не принято афишировать.

Андрей Тарковский — это гордость отечественного кино. Режиссером был создан собственный уникальный киноязык, оказавший огромное влияние на мировой кинематограф. О глубоком воздействии на себя творчества Тарковского говорили многие знаменитые режиссеры, например, Ларс фон Триер, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Андрей Звягинцев.

Кинематограф Тарковского — это не только кино, но и живопись. Режиссер ставил во главу угла символизм и глубину кадра, а не сюжет картины. Тарковский скрупулезно работал над мизансценами, стараясь, чтобы каждый кадр фильма был наполнен смыслами, отсылками к шедеврам искусства, священному писанию, мировому историко-культурному наследию. Именно поэтому работа над фильмами отнимала у Тарковского столько времени и сил.

То, что у режиссера был тяжелый характер, не является секретом: об этом рассказывали в своих воспоминаниях многие его коллеги. Однако, некоторые факты о Тарковском настолько неоднозначные, что в среде поклонников таланта великого режиссера их не принято афишировать.

Представляется, что это неправильный подход: чтобы полнее понимать творчество гения, зрители имеют право знать все грани его личности.

Любовь к деньгам

Тарковский, несмотря на полное погружение в искусство, трепетно относился к деньгам. В СССР он жаловался на то, что другие режиссеры, например, Сергей Бондачук или Юрий Озеров получают больше, чем он.

В Лондоне во время постановки «Бориса Годунова» режиссер буквально шантажировал директора Ковент-Гардена отказом от работы, если ему, помимо гонорара, не будут выплачены еще и суточные с командировочными. Тарковский не хотел понимать, что на Западе принято платить только гонорар, и гонорар он получил один из самых крупных в истории Ковент-Гардена.

В Италии режиссер сокрушался, что местные кинодеятели, например, Феллини, живут богаче, чем он.

Андрей Тарковский в Италии. Фото — общественное достояние.

Одной из самых ярких иллюстраций сребролюбия Тарковского стала его поездка в Голландию. Организаторы кинофестиваля в Роттердаме очень хотели заполучить режиссера, имя которого после невозвращения в СССР не сходило со страниц западной прессы.

Тарковскому с супругой Ларисой Кизиловой были предоставлены люксовый номер в «Хилтоне», деньги на рестораны, поездки и развлечения. Однако, режиссеру этого показалось мало, и он заявил, что бесплатно давать интервью в Нидерландах он не собирается. В результате ни один голландский журналист так и не побеседовал с долгожданным гостем.

Потребительское отношение к женщинам

Тарковский считал, что женщина обязана подчиняться мужчине во всем, смиренно исполнять его прихоти.

Показательным в этом отношении стало интервью режиссера Ирене Бресне, в котором он отказал женщине в самом праве на внутренний мир:

«Женщина не имеет своего внутреннего мира и не должна его иметь. Ее внутренний мир должен полностью раствориться во внутреннем мире мужчины».

В 1974 году Тарковский делает в своем дневнике следующую запись:

«В чём органика женщины: в подчинении, в унижении во имя любви»!

Собственно, этими принципами Тарковский и руководствовался при общении с женщинами, а их у него было очень много. Даже будучи женатым на Ларисе Кизиловой, режиссер, по словам падчерицы Ольги, изменял ей направо и налево. В том числе, по некоторым данным, и с этой самой 17-летней падчерицей, которую в семье называли Лялька.

Тарковский и Ольга Кизилова (Лялька). фото: общественное достояние.

Известен эпизод, когда любовница, являвшаяся также подругой Ларисы Кизиловой, забеременела от режиссера. Кизилова, чья жизнь с Тарковским была похожа на жреческое служение Гению, сама оплатила подруге аборт.

Широко известны и отношения Андрея Арсеньевича с актрисой Натальей Бондарчук. Тарковскому было 39 лет, Наталье — 21 год. Когда режиссер сообщил молодой любовнице, что из семьи он уйти не может, та пыталась покончить с собой. Бондарчук впоследствии вспоминала, что Тарковский полностью подчинил ее своей воле.

Матерился как сапожник

Внешне такой интеллигентный, даже аристократичный, Андрей Арсеньевич не чурался крепкого словца. Впрочем, этот факт вряд ли кого-то удивит: гении вообще любят нецензурно выражаться. Пушкин, Есенин, Чехов регулярно использовали в своей переписке и дневниках обсценную лексику.

Однако, Тарковский мог и прилюдно обложить человека трехэтажным. Во время одного из худсоветов при постановке «Бориса Годунова» в Лондоне художник Николай Двигубский позволил себе не согласиться с позицией Тарковского относительно дизайна сцены. Андрей Арсеньевич в спор вступать не стал, а просто послал Двигубского по известному адресу.

Скандал с оператором Георгием Рербергом

Не так давно актриса Валентина Титова в интервью «Собеседнику» заявила, что «Зеркало» снял не Тарковский, а знаменитый советский кинооператор Георгий Рерберг. Титова была супругой Рерберга, поэтому ее слова представляются в значительной мере ангажированными, тем не менее, доля правды в них, безусловно, есть.

Уже на съемках «Зеркала» между Рербергом и Тарковским пробежала черная кошка, а если быть точнее, актриса Маргарита Терехова, исполнявшая в фильме главную роль. Молодая красавица запала в душу обоим мужчинам. В итоге Терехова не досталась ни тому, ни другому, но многолетняя дружба режиссера и оператора дала трещину.

Андрей Тарковский и Георгий Рерберг на съемках «Сталкера». Фото — общественное достояние.

Окончательный разрыв пришелся на съемки фильма «Сталкер». Когда лента была практически закончена, Тарковский вдруг заявил, что Рерберг намеренно испортил отснятые пленки! Была назначена специальная комиссия, которая брака не обнаружила. Рерберг снял фильм в полном соответствии с задачами, которые ставились режиссером. В руководстве советского кино поняли, что Тарковский сознательно идет на скандал, который может быть раздут иностранной прессой в духе «В СССР царит цензура, гению не дают творить».

Тем не менее, чтобы не раздувать этот скандал, было решено выделить Тарковскому еще один бюджет на съемки «Сталкера», а Рербергу объявить строгий выговор. Больше с этим оператором Тарковский никогда не работал.

Обвинения в жестоком обращении с животными на съемках

Пожалуй, это самый тяжелый факт, который заставил отвернуться от Тарковского многих людей. Например, режиссер Кира Муратова, после того, как информация о жестоком обращении с животными на съемках фильма «Андрей Рублев» просочилась в прессу, заявила, что Тарковского для нее больше не существует.

А все началось в 1966 году, когда со страниц газеты «Вечерняя Москва» директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова заявила, что в ходе съемок «Андрея Рублева» была заживо сожжена корова и зарублена мечом лошадь.

При финальном монтаже фильма сцены были вырезаны. Тарковский обвинения Аксеновой отверг. Режиссер заявил, что корова была накрыта асбестовой попоной и огонь не нанес ей никакого вреда. Лошадь, которую зарубил «монгол», привезли со скотобойни.

Аксенова, в свою очередь, назвала Тарковского лжецом. Как бы то ни было, но стремление режиссера к правдоподобию в изображении насилия, сыграло с ним злую шутку: обвинение в жестоком обращении с животными до сих пор остается темным пятном на его репутации.

Вот такие, не самые приличные факты о великом режиссере Андрее Тарковском, а как к ним относиться — личное дело каждого.

В любом случае, необходимо помнить, что гениев без темных пятен и скелетов в шкафу просто не бывает.

Еще больше статей про гениев и их темные стороны, про живопись, про художников, писателей, актеров, путешественников, про экранизации книг отечественных и зарубежных авторов, про иллюстрации к знаменитым книгам, про кино, литературу, философию, историю, интересных людей и невероятные события