5 образов Эдмона Дантеса: красавец, кабанчик и бездомный

Давно мы с вами не сравнивали экранизации великих произведений. Сегодня предлагаю для разбора «Графа Монте-Кристо» Александра Дюма. Думаю, многие, как и я, в подростковом возрасте зачитывались этим романом, а главный герой — роковой красавец Эдмон Дантес — казался тогда чуть ли не идеалом мужчины… Давайте же сначала обратимся к тексту романа и посмотрим, так ли это было на самом деле.

Внешность Эдмона, хоть и не описана в романе детально, все же дана достаточно конкретно:

«Это был юноша лет восемнадцати-двадцати, высокий, стройный, с красивыми чёрными глазами и чёрными, как смоль, волосами; весь его облик дышал тем спокойствием и решимостью, какие свойственны людям, с детства привыкшим бороться с опасностью»*

На начало романа Эдмону 18 лет и он уже помощник капитана на трехмачтовом корабле «Фараон», то есть мы уже можем охарактеризовать его как решительного и целеустремлённого человека. Он благороден, отважен и верит в мировую справедливость, в чем, как мы знаем, ему придется жестоко разочароваться.

Когда по ложному обвинению Дантес попадает в замок Иф, он практически сходит с ума, лишившись в один миг всего, что было ему дорого — свободы, любви, счастья…

«Тюремщик не ошибся: Дантес был на волосок от безумия.»*

Встреча с аббатом Фариа возвращает его к жизни, у него появляется четкая цель: получить как можно знаний от своего мудрого наставника и сбежать.

«Дантес обладал удивительной памятью и необыкновенной понятливостью; <…> наука доставляла ему развлечение, потому что он умел держать данное слово и шёл к своей цели. Через год это был совершенно другой человек».*

Получив неоднозначную возможность на спасение, Дантес бежит из замка Иф: он готов рискнуть жизнью ради своей свободы, что говорит в равной степени об его отчаянии, так и о его безрассудстве.

В Париж вернулся уже не Эдмон Дантес, а разбогатевший граф Монте-Кристо. Это уже не пылкий юноша, а рассудительный и жестокий человек, охваченный лишь одной жаждой мести.

Внешне за 20 лет, 14 из которых он провел в заточении, Дантес так сильно изменился, что никто из его бывших «друзей» его не узнал.

«… не могли не отдать должного строгой красоте его лица, главным недостатком или, может, главным достоинством которого была бледность. Граф был настоящий байроновский герой <…>, его лоб был изборождён морщинами, говорящими о неотступных горьких думах; пламенный взор проникал до самой глубины души; насмешливые и гордые губы придавали всему, что он говорил, особенный оттенок. В довершение сходства с фантастическими героями он обладал огромным обаянием»»*

Обаяние, однако, не мешает графу Монте-Кристо быть человеком эгоистичным и и циничным.

«Я никогда не забочусь о ближних, никогда не защищаю общество, которое меня не защищает.»*

Присутствуя на казни преступника, он единственный из публики ничем не выдал своих эмоций и оставался до самого конца невозмутимым.

«На лице его лежало выражение мягкой приветливости, как обычно; особенно удивительны были его всегда ласковые, бархатные глаза».*

Своего спутника Франца граф даже напугал своими циничными суждениями и непонятным поведением.

«И граф засмеялся, но таким страшным смехом, каким может смеяться только тот, кто много выстрадал.»*

В конце романа месть, о которой он так грезил, не принесла ему ни удовлетворения, ни покоя.

Итак, на мой взгляд, образ Дантеса весьма понятный. Давайте же посмотрим, кто играл нашего романтического героя в различных экранизациях этого произведения. Отмечу, что я брала zt все фильмы по роману, лишь самые известные и наиболее интересные.

Начнем с одноименной французской постановки 1954 года с блистательным Жаном Маре в главной роли.

Жан Маре в роли графа Монте-Кристо, 1954 год, Источник: Яндекс картинки

Внешне Жан Маре вполне подходит под описание графа из романа: он достаточно темноволос, бледен, неприступен и обладает пламенным взором. Мне кажется, ему удалось передать одержимую местью натуру графа, который последовательно и безжалостно расправляется со своими давними обидчиками. Он достаточно страстен, но вместе с тем невозмутим и жесток. Это исполнение, определенно, заслуживает внимания, а вот дальше стало только хуже…

Что-то очень странное сняли англичане совместно с американцами в 1975 году. В этой постановке графа сыграл Ричард Чемберлен.

Ричард Чемберлен в роли графа Монте-Кристо, 1975 год, Источник: Яндекс картинки

Фильм изрядно отличается от книги хотя бы тем, что там отсутствует львиная доля персонажей, а в конце Монте-Кристо вовсе не остаётся с Гайде, а хочет вернуться к Мерседес, но получает отказ. Ну и сам образ таинственного графа вызывает серьезные вопросы, ответов на которых режиссёрами не предусмотрено. Почему он вдруг начал носить седой парик не самого лучшего качества? Отчего серьезный, погруженный в собственные переживания граф, стал таким насмешливым и веселящимся? В общем, мой вердикт: однозначно нет.

Следующая экранизация в нашем списке — трехсерийный фильм 1988 года «Узник замка Иф» советского производства. Рокового графа здесь сыграл Виктор Авилов.

Виктор Авилов в роли графа Монте-Кристо, «Узник замка Иф», 1988 год, Источник: Яндекс картинки

Возможно, среди моих читателей и есть фанаты этого исполнения, но мне оно, честно говоря, показалось неубедительным. Во-первых, внешне до красавца-графа, по моему мнению, Авилов не дотягивает. В тюрьме он и вовсе похож на домовенка человека без определенного места жительства. А во-вторых, по моему мнению, слишком уж однообразным получилась его игра, я увидела лишь одно страдание. Для меня этот образ стал одним из неудачных.

А теперь на очереди сериал, который я сама впервые посмотрела после прочтения книги и от которого пришла в искреннее недоумение. «Графа Монте-Кристо» на сей раз поставили снова французы в 1998 году, а главную роль здесь исполнил Жерар Депардье.

Жерар Депардье в роли графа Монте-Кристо, 1998 год, Источник: Яндекс картинки

Знаете, вообще трудно представить себе человека менее подходящего на роль мрачного графа, чем добродушный и пышущий жизненной энергией Жерар Депардье. К тому же, он ещё и голубоглазый блондин. Но даже это меркнет на фоне Эдмона в темнице, который комплекцией напоминает изрядного размера жизнерадостного кабанчика, очевидно не далее как полчаса назад отведавшего парочку багетов с фуагра. Почему при таком хорошем содержании узники ещё планируют побег остаётся загадкой. Иными словами, прости, Жерар, но нет.

Последним графом в нашем списке станет Джеймс Кэвизел, сыгравший графа Монте-Кристо в американском фильме 2002 года.

Джеймс Кэвизел в роли графа Монте-Кристо, 2002 год, Источник: Яндекс картинки

Эта экранизация настолько вольная, что оценивать ее серьезно весьма затруднительно. Например, как вам поворот сюжета, что Альбер оказывается настоящим сыном Эдмона, а в конце они на радостях выкупают замок Иф и селятся в нем? С такими индийскими перипетиями от самого графа Монте-Кристо ничего и не осталось. И, может быть, и к лучшему.

Вот мы и подошли к концу нашего разбора. К сожалению, выбирать тут особо не из кого: единственный человек, который для меня хотя бы приблизился к образу графа Монте-Кристо — это Жан Маре в первой экранизации романа. На нем и остановлюсь.

* «Граф Монте-Кристо» Александр Дюма