5 Советских фильмов, покоривших Голливуд

С Голливудом сегодня трудно соперничать. Американские блокбастеры славятся своим качеством, а их количество в прокате растёт с каждым годом и измеряется уже сотнями картин. Но были времена, когда и отечественный кинематограф заставлял восхищаться заокеанского зрителя. Несмотря на политику, конфликты и барьеры.

Война и мир. 1967 год.

Работа над эпическим шедевром Сергея Бондарчука длилась шесть лет и стала настоящей социалистической стройкой – к съёмкам привлекли высшие государственные структуры. Министерство обороны обеспечивало картину тысячами статистов из рядов советской армии, текстильная промышленность позаботилась о создании костюмов, а раритетную мебель и другой антураж кинематографистам предоставили многочисленные музейные фонды.

Основу успеха фильма авторы заложили и в сценарии – повествование Толстого передано на экран со скрупулёзной точностью, не считая незначительных сюжетных линий. Свою роль сыграла и широкоформатная плёнка – редкость для кинематографа шестидесятых, но такая необходимая для съёмки масштабных батальных сцен. Оскар за лучший иностранный фильм в 1969 году – заслуженный результат титанического труда режиссёра и всей производственной группы.

Дерсу Узала. 1975 год.

В каждом шедевре режиссёра Акиры Куросавы прослеживается та или иная линия из классических сюжетов литературы. Но экранизация произведений Владимира Арсеньева оставалась для мастера несбыточной мечтой – пейзажи родной Японии были далеки от видов уссурийской тайги.

Поэтому предложение советских кинематографистов снять совместный фильм именно там, где происходили описанные в книгах события, Куросава воспринял с энтузиазмом. Он участвовал в создании сценария, лично делал эскизы будущих атмосферных кадров и тщательно отбирал исполнителей главных ролей. В итоге картина заработала множество наград на различных фестивалях и получила золотую статуэтку американской академии киноискусств.

Москва слезам не верит. 1979 год.

От исполнения главных ролей в этой мелодраме отказывались практически все актрисы – сценарий их абсолютно не вдохновлял. После премьеры картина Владимира Меньшова подверглась критике. Фильм называли дешёвым и пропагандирующим низменные чувства, что для советского кино неприемлемо. Но лента вызвала восторг у Брежнева и шедевру дали «зелёный свет».

Небольшой бюджет окупился сполна – картина стала одной из самых кассовых, её посмотрело 90 миллионов человек. А в 1981 году на церемонии вручения Оскара «Москва слезам не верит» завоевал заветную золотую статуэтку. Правда, режиссёру в руки она попала спустя восемь лет.

Военно-полевой роман. 1983 год.

Фильм Петра Тодоровского для многих стал откровением – негласная тема «походно-полевых жён» вдруг всплыла на поверхность. И с таким треском проломила лёд цензуры, что картину режиссёра заметили за океаном. Фильм был номинирован на премию «Оскар», но золотую статуэтку так и не получил – политические расхождения между странами сыграли свою роль.

Тем не менее лента отметилась на многих кинофестивалях, где актрисам Инне Чуриковой и Наталье Андрейченко вручили заслуженные награды. Успех социальной драмы стал прорывом и для Петра Тодоровского – о нём заговорили мировые кинокритики, признавая незаурядное мастерство режиссёра.

Иди и смотри. 1985 год.

Редкий фильм передаёт ужас войны так, что зритель погружается в этот хаос без остатка. Картина «Иди и смотри» не стала номинантом на голливудский Оскар, но многие американские кинематографисты, среди которых и Стивен Спилберг, признают ленту одной из лучших в жанре военной драмы.

Режиссёр Элем Климов открыто и достоверно повествует зрителям о трагедии белорусских деревень во время нашествия гитлеровских карателей. Здесь присутствует всё: отчаяние, боль, безумие и бесконечная жестокость. На главные роли Климов умышленно пригласил непрофессиональных актёров, которые могли продемонстрировать неподдельные эмоции. Успеху фильма поспособствовали и звуковое сопровождение, и гениальная операторская работа – зарубежные режиссёры охотно переняли многие воплощённые на экране новаторства.

Покорение Голливуда – дело нешуточное даже для самих американцев. Но советские кинематографисты неоднократно доказывали, что умеют создавать настоящие шедевры и покорять зрителей всего мира. И в этом их не сдерживали никакие барьеры.