7 великих фильмов Андрея Тарковского, который нужно увидеть, чтобы понять, кем он был

Андрей Тарковский не был отличником в школе, из университета он был отчислен из-за неуспеваемости. Мать хотела дать сыну разностороннее образование, поэтому в раннем возрасте Андрей учился игре на фортепиано — он даже мог на слух воспроизводить мелодию-, он занимался живописью, а в школе единственные предметы, по которым он получил четверки были литература, английский и русский языки.

Когда будущий режиссер повзрослел до 16-18 лет, он решил стать актером и хотел поступать в театральное училище, однако его отец отговорил его и посоветовал сначала получить любое образование и немного поработать где-нибудь, а уже потом, если останется рвение и талант проявит себя, заняться, чем душе будет угодно. Так в 1951 году Андрей Тарковский поступил на арабское отделение Московского института востоковедения. Там он прочился год — его исключили, поскольку обучение его не сильно интересовался и он практически не появлялся на лекциях.

Позже мать устроила его в научно-исследовательский институт цветных и благородных металлов, что оказалось интересно молодому Тарковскому. Он отправился в Сибирский Красноярский край. Позже он признавался, что это время осталось лучшим в его памяти.

После возвращения он поступил во ВГИК. Он попал в мастерскую известного режессера Михаила Ромма и вскоре появился первый фильм Андрея Тарковского — «Убийцы» по рассказу Эрнеста Хемингуэя.

После нескольких проектов и нескольких лет обучения появляется первая крупная кинокартина, снятая совместно с оператором Вадимом Юсовым — «Каток и Скрипка». Она вызвала фурор и была выкуплена дочерней кинокомпанией Мосфильма «Юность».

Андрей Рублев

В 1961 году Андрей решает снять фильм об Андрее Рублеве. Инициатором стал Василий Ливанов, который хотел сыграть в фильме главную роль.

Идея фильма о Руси была одобрена и в течении трех лет велись съемки этого кинофильма.

Иваново детство

В 1962 году Тарковский занялся съемками «Иваново детство» по рассказу Владимира Богомолова. Но картина не сразу попала в руки режессера: сначала историю о мальчике-сироте, ненавидящим фашистов всем сердцем, предоставили Эдуарду Абалову. Однако в художественном совете «Мосфильма» раскритиковали материал и работу над фильмом поручили Андрею Тарковскому.

Он вычеркнул из сценария батальные сцены и сосредоточился на внутреннем мире мальчика.

Тарковский так говорил о съемках фильма:

«В «Ивановом детстве» я пытался анализировать… состояние человека, на которого воздействует война. Если человек разрушается, то происходит нарушение логического развития, особенно когда касается психики ребенка… Он (герой фильма) сразу представился мне как характер разрушенный, сдвинутый войной со своей нормальной оси»

Солярис

В 1970-м году режиссер приступил к съемкам первой серьезной психологической драмы: «Солярис». После написания сценария Тарковский встретился с Лемом: сценарий писателю понравился, но тексты нет.

По мнению Лема режиссер сделал картину слишком философской, однако это не должно стать драмой в космосе, а раскрыть границы человеческого познания.

Зеркало

Следующий фильм, съемками которого занялся Андрей Тарковский, стала автобиографическая картина «Зеркало».

Съемки начались в 1974 году. Работать режиссерам было сложно, ведь они не знали, что будут делать завтра. Андрей постоянно придумывал новые приемы для съемок.

Изначально он хотел вставить в фильм кадры разговоров с матерью, снятые на скрытую камеру, однако позже отказался от этой идеи.

За кадром фильма звучат стихи отца Андрея — Арсения Тарковского.

Сталкер

Кинокартина по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» была снята очень метафорично, а использованные приемы из других видов искусства, по-новому открывали глаза зрителям на сам вид искусство киносъемки.

Над сценарием писатели работали вместе с режиссером, хотя среди сценаристов Андрей не указан.

Один из самых впечатляющих приемов это постепенное введение новых красок и изменение цветовой гаммы: сначала черное-белый, потом — коричневые, затем — зеленый и красные.

Ностальгия

В 1982 году Тарковский уехал в Италию снимать «Ностальгию» — историю о писателе, пишущего биографию крепостного музыканта. Когда съемки кончались, режиссер не вернулся в Россию.

В 1983 году в письме к отцу Андрей объясняет отцу, что не сам избрал роль изгнанника, и остается за границей из-за многолетней травли Госкино и председателя Ермаша.

Он пишет:

«Госкино не хотело, чтобы я работал!»

Жертвоприношение

После «Ностальгии», в 1985 году режиссер начал работу над последним фильмом- «Жертвоприношение».

Сценарий был написан Аркадием Стругацким. Сюжет философской драмы сводится к личной жертве главного героя — журналиста, который стремится прекратить ядерную войну.