Актёры, которые переоценивают или недооценивают себя и как понять что актёр «не тянет» роль

Здравствуйте! Одно из самых страшных явлений в актёрской профессии, на мой взгляд, это когда артист сам себя переоценивает. Он может быть профессионалом с отличной школой и большим опытом, но взяться за не свою роль или, наоборот, ничего из себя не представлять, но играть условного Гамлета. Как понять что роль не твоя и как зрителю заметить что артист откровенно недотягивает? Об этом мы и поговорим.


Евгений Леонов, Александр Петров. О них чуть ниже

Дорогие читатели, не так давно мне предложили вернуться на театральную сцену и быстренько ввестись в спектакль про Билли Миллигана. Это история про человека с множеством личностей, которая легла в основу фильмов «Сплит», «Идентификация» и некоторых других. Я прочитал пьесу и загорелся спектаклем, ведь такая роль — это прекрасная возможность для любого актёра. Сыграть сразу 23 персонажа с диаметрально разными характерами, причём, среди них есть женщины, дети, старики и аморальные психопаты. Да любой актёр мечтает о такой роли. Я посмотрел фильм «Сплит» с Джеймсом МакЭвоем и сначала пришёл в восторг от его актёрской игры, а потом начал переживать, ведь неизбежно сравнение, а я совсем не уверен, что у меня получится сделать роль хорошо.

Я согласился и начал работать над характерами, наблюдать за людьми и изучать профильную литературу о людях с раздвоением личности, но тревога сидела в моей душе и никак я не мог её побороть. А потом спектакль, по независящим от меня причинам, отменился (или перенёсся на неопределённый срок) и я, конечно, расстроился, но другая часть меня очень обрадовалась, что не будет провала. Я не переоцениваю себя и считаю себя далеко не гением. Но меня всегда удивляли коллеги артисты, которые совершенно не боятся провалов, не боятся критики, которая обрушивается на них и ругает в пух и прах, не боятся выходить без какого-либо опыта и подготовки в самых серьёзных и знаковых ролях мирового репертуара. Есть у меня товарищ, который создал свой частный театр, сам ставит спектакли с собой в главных ролях и постоянно замахивается на Гамлетов, Отелло и Цезарей. Он даже не представляет насколько это плохо и посредственно, хотя критика разносит его работы, а все коллеги посмеиваются над ним. Но он искренне считает, что никто не понимает его гения или завидуют.


Джеймс МакЭвой в фильме «Сплит» сыграл сразу много ролей и это на грани гениальности. Шикарная актерская работа, хоть и сам фильм получился средним, на мой взгляд

Есть и обратные случаи — когда артистам предлагают сложные роли, а они отказываются, боясь не потянуть и опозориться, хотя их таланта хватит с лихвой. Евгений Леонов писал в своих дневниках и письмах к сыну, как ему предложили сыграть какого-то шекспировского персонажа (он не уточнял какого). Так он месяц мучился и принимал решение, боялся не сыграть или опозорить себя и классику. В итоге — отказался, но думал об этом персонаже ещё несколько лет. А вот если взять современных артистов (большинство), то мало кто отказывается от ролей. Откажешься раз и могут больше не позвать. Но, согласитесь, иногда проблемы с кастингом имеются и некоторые артисты откровенно не тянут роли.

Но как зрителю понять что актер не справляется? Это вопрос мне довольно часто задают. Думаю, что всё субъективно и даже самый плохой актёр может кому-то понравится. К тому же, очень часто решающую роль играет внешность. Красивый актёр может иметь целую армию фанаток, даже будучи совершенно бездарным. Но если говорить с профессиональной точки зрения, то почти всегда видно, когда актёр включён, проработал роль, погружён в характер и держит градус, соответствующий его персонажу. Обычно, когда актёру не хватает умений и глубины, он начинает брать штампами, которые у него наработаны и присутствуют в каждой роли, начинает орать и давить эмоции. Или, наоборот, шептать. Нас учили всегда в первую очередь понимать масштаб личности героя и мне почти всегда видно, когда артист недотягивает до своего персонажа. Берут наигрышем и криком, а это бывает весьма дурно.


Саша Петров

Очень отчётливо заметны штампы и перекрикивания в работах Саши Петрова. Он хороший артист и прекрасен в театральных ролях. Но то, что он снимается во многих проектах одновременно играет с ним злую шутку. С одной стороны — он востребован и зарабатывает кучу денег, а с другой — банально не успевает физически проработать роли. Вот и идут в ход штампы, крик и наигрыш. А вот Дмитрий Нагиев не стесняется того, что не тянет некоторые роли и открыто об этом говорит в интервью. По его словам, он выработал свой жанр существования в кадре, и если он не знает как играть, он играет мимикой. Проще говоря, кривляется. Иногда получается даже здорово.

Дорогие читатели, мне очень интересно как вы считаете — нормально ли для артиста переоценивать себя и пробовать всё, не боясь провала? Замечаете ли вы когда актёры не тянут роли и как вы это понимаете? Напишите, пожалуйста, в комментариях.