Сцена захода Саши Белого в камеру в сериале «Бригада»: почему она выглядит нелепой?

Культовый сериал «Бригада» 2002 года при всем к нему неоднозначном отношении – это все-таки весьма талантливый с точки зрения художественности и качества постановки продукт. Такой вывод можно с уверенностью сделать сейчас, спустя почти 20 лет после его выхода на экраны. По сравнению с теми недокино и недосериалами, которые снимаются сейчас, телеповествование о похождениях Саши Белого и его сотоварищей и правда кажется почти шедевром.В нем правда, есть масса забавных и неправдоподобных моментов. И один из них – это сцена захода Белого и его честной компании в камеру Бутырской тюрьмы. В этом эпизоде то ли консультанты не досмотрели, то ли консультантов этих вообще не было, то ли авторы фильма специально решили сделать так, как сделали – чтобы выглядело эффектно, пусть в ущерб правдоподобности.
(Кадр из фильма «Бригада»).

По сюжету ребят задержали во время волнений на московских улицах в октябре 1993 года. Под горячую руку ОМОНа тогда попадались люди, находившиеся неподалеку от Дома Советов России, пусть даже и не имевшие к его защите никакого отношения. Замели заодно Сашу Белого и его друзей, которым не повезло, что они, так сказать, проходили мимо.

Эту сцену многие хорошо помнят. Красавчик Белый в пальто соответствующего цвета заходит в переполненную камеру-сборку – так называемую распределительную камеру. Отсюда задержанные либо уходили на свободу, либо отправлялись дальше по тюремным коридорам – уже на более длительное пребывание в СИЗО. Окинув присутствовавших взглядом, юный криминальный босс вопрошает: «Смотрящий кто?»

Вопрос весьма забавный, учитывая, что в подобных камерах смотрящих не могло быть по определению. Как их не могло быть, скажем, в плацкартном вагоне. Или в зале ожидания на вокзале.

В ответ ему резонно заметили, что такового здесь не имеется.


(Кадр из фильма «Бригада»).

Дальше – еще смешнее. Несмотря на то, что камера была переполнена, и люди в ней сидели чуть ли не на головах друг у друга, последние места в конце помещения чудесным образом были свободны. Видимо, специально дожидались столь авторитетных гостей (сарказм). Пятерка вновь прибывших ничтоже сумняшеся с удовольствием заняла свободные нары под молчаливое согласие условно шестидесяти человек вокруг.

Еще один вопрос взывает наличие в камере экс-опера Владимира Каверина. В то время он руководил частной охранной фирмой, но при этом оставался «БС» – бывшим сотрудником. Каверина никак не могли поместить в общую камеру, пусть даже и сборочную: жесткие правила, по которым «БС» помещались исключительно в отдельные камеры, отменить никто не мог. Здесь сценаристы в очередной раз дали маху.


(Кадр из фильма «Бригада»).

Но, в целом, сцена получилась хоть и весьма надуманной, но по-киношному эффектной и цепляющей. Как и в целом таковым вышел весь сериал, преподнесший бандитов практически как героев, как минимум – довольно симпатичных, харизматичных и благородных ребят, что еще основательно подкреплялось и талантливой актерской игрой. В этом смысле данное телетворение, думается, внесло существенный вклад в укрепление в нашей стране криминальной субкультуры, воздействуя, в первую очередь, на молодые неокрепшие умы. Со всеми вытекающими отсюда неблагоприятными последствиями.