В сложнейшие годы Кавказской войны в руки к горцам (черкесам, чеченцам, дагестанцам) попадало немало русских казачек — из Терского и Кубанского казачьего войска. В основном, в результате набегов.
Отметим, что казаки той поры нередко платили горцам той же монетой. И тоже могли отправиться умыкать горских девушек, например, с той стороны Терека или Кубани.
О том, что ждало юных горянок в плену у казаков мы еще поговорим позже. Сегодня выясним, что ожидало молодых казачек, попадавших в руки к горцам.
Как вообще казачки попадали в плен
Взять настоящую казачку в плен — дело крайне непростое
Чаще всего, понятное дело, в результате набегов. Хотя, захватить казачку было делом ультра сложным — казачьи девушки с юности умели себя защитить, обучены были обращению с оружием, холодным и огнестрельным.
Бывали также случаи, что на сторону горцев уходили целые казачьи пары, например, если супруг что-то накосячил в родной станице. К примеру, весной 1834 года на Тереке «выбежал к татарам казак Анфим с четырьмя детьми и супругою». Потом с казаком могло что-то случиться, и жена оставалась у горцев одна…
Имам Шамиль издавал особые указания по поводу прекрасных молодых пленниц. Требовал, чтоб о них немедля докладывали наибам, а те уже решали, как с девушками поступить. Ибо молодая пленница могла запросто послужить причиной раздора между даже самыми верными кунаками (друзьями) или вовсе родными братьям… А там и до чIир (мести) недалеко.
Судьбы пленниц
Судьбы пленниц, понятное дело, могли сложиться совершенно по-разному. Все зависело от места и времени действий, прочих обстоятельств.
Но чаще всего пленницы становились женами (или наложницами) узденей — свободных, уважаемых горцев. Или же — их домашними рабынями. А порой и тем, и другим одновременно.
Многие казачки в силу места жительства еще до похищения отлично знали горские языки, кавказские обычаи. И потому перейти к новой непростой реальности таким барышням оказывалось чуть проще. Порой, приняв ислам, и обзаведясь мужьями-детьми на стороне, такие дамы могли и отказаться возвращаться при удобном случае в родные станицы. О побеге уже и не мыслили.
В Чечне и Дагестане некоторые пленницы, не желавшие сменить веру, становились женами перешедших на сторону Шамиля казаков. Тех, что жили у ставки имама в чеченских селениях Дарго и Ведено.
Отметим, что имам Шамиль всегда строжайше велел своим воинам обходиться с любыми христианскими пленницами как можно более сносно. Яркий пример тому — набег на грузинское имение Цинандали летом 1854-го. Вывезенные оттуда грузинские аристократки содержались в доме Шамиля, так что ни один волос с головы не упал. И вскоре дамы вернулись домой, будучи обменены на сына Шамиля Джамалуддина.
Возвращение домой
Незамужнюю казачку могла попытаться выкупить ее родня. Если казачка была замужем, то то же самое мог сделать супруг. А если не было денег, или не хотелось платить, — то лихой казак запросто мог и рискнуть, вернуть возлюбленную с помощью отряда верных товарищей. Темной ночкой да за Терек сходить-с!
Иногда выкупленные родственниками казачки возвращались домой уже с новыми детьми — прижитыми от мужа-горца или же царского солдата-дезертира. Таких детей могли тут зачислить в казачество — в станице всегда нужны руки, военные и рабочие. Тут же не до сантиментов…
Один такой зафиксированный случай, произошел например, на Тереке в 1859 году, когда выкуплена была у горцев казачка Евдокия Гулеева. На той стороне она была женой беглого казака Василия Ревельева, родила от него дочь Прасковью и сына Николая. Обоих детей записали в казачество под фамилией отца — т.е Ревельевыми…
Такие вот суровые нравы царили на Северном Кавказе двухсотлетней давности!