Что разрушило счастье и брак Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова

20 марта 1999 года ушел из жизни знаменитый театральный режиссер, актер театра и кино, педагог, народный артист СССР Игорь Владимиров.

Почти 40 лет он руководил Театром имени Ленсовета, и 20 лет из них его женой и примой этого театра была Алиса Фрейндлих. Семейный и творческий тандем режиссера и актрисы был настолько гармоничным, что уже никто не представлял их по отдельности. На спектакли Владимирова с Фрейндлих в главной роли невозможно было достать билеты, но режиссер едва не разрушил кинокарьеру супруги и не смог сохранить их брак.

Алиса Бруновна Фрейндлих родилась в Ленинграде 8 декабря 1934 года. Ее родители — Ксения Федоровна и Бруно Артурович, познакомились на драматических курсах областного Театра рабочей молодежи и вскоре поженились. У Бруно Фрейндлиха были немецкие корни. Род Фрейндлих был очень древним, он появился в России еще при Петре Первом, который пригласил из Германии стеклодува Фрейндлиха, осевшего в Петербурге и передававшего это ремесло из поколения в поколение.

Девочку Алисой назвал папа. Маме больше нравилось имя Наталья, но вмешалась бабушка: «Что же ты создаешь девочке такую странную кашу — Наталья Бруновна Фрейндлих?»

Родители Алисы Фрейндлих — Ксения Федоровна и Бруно Артурович.

Но именно мама настояла, чтобы в графе национальность у Алисы значилось «русская» и это потом спасло ей жизнь. Ей было шесть лет, когда началась война. Бабушку с тетей и двоюродными братом и сестрой выслали из Ленинграда в 24 часа. Разве власти могли допустить, чтобы в осажденном городе оставались немцы по фамилии Фрейндлих? Бабушка Алисы умерла в эшелоне по дороге в Сибирь. Другие родственники были выдворены за Урал, после войны им не разрешили покинуть места поселения.

Алиса пережила тяжелую блокадную зиму и вспоминала, что радовалась, когда к пайку 125 граммов хлеба прибавили совсем немного, до 150 граммов… Одна из ее родственниц, маленькая Регина тянула к хлебу руки и кричала: «Ням-ням!» Это были ее первые слова, не «папа» и не «мама», а «ням-ням».

В 1943 году Алиса пошла в школу. В классах было холодно, дети сидели в одежде, писали в варежках на белых полях газет. После окончания войны в Ленинграде было голодно и мать Алисы уехала с ней в Таллин. Там девочка пошла в школу и балетную студию, а мама трудилась на полевых работах. В 1948 году Алиса с мамой вернулись в Ленинград. Алиса пошла в 239 школу и в театральный кружок.

Бруно Артурович в эвакуации завел вторую семью и в 1944 году у него родилась дочь Ирина. Мать Алисы В Ленинграде работала на нескольких работах, чтобы прокормить семью. Они с дочкой остались одни, жили в огромной коммуналке в доме на Исаакиевской площади. В их квартире жило всего шесть семей. Но все были дружны и готовы были поделиться последним. Ванной не было, была большая чугунная раковина на кухне и то и дело раздавалось: «Минуточку, я моюсь…» По-настоящему мыться ездили в баню и это было равноценно выходу в свет.

Одна из тетушек Алисы была певицей, и еще до войны она начала заниматься музыкой с Алисой и обнаружила у нее абсолютный слух и хороший голос. Алиса всерьез задумывалась о карьере оперной певицы и долго не могла определиться — поступать в консерваторию или в театральный. По совету отца она все же решила поступать в театральный.
После школы Фрейндлих подала документы в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского на курс Бориса Вульфовича Зона. Алиса успешно сдала вступительные экзамены, прочитав отрывок из поэмы Гоголя «Мертвые души» и исполнив романс «Не брани меня, родная». На третьем курсе она вышла замуж за однокурсника Владимира Карасева.

«Он был очень хорошенький — большеглазый, красивенький мальчик. Мы с ним поженились. Потом окончили институт и вместе распределились в театр имени Комиссаржевской. И играли первые годы вместе очень многие спектакли. Но жили мы с моей мамой в одной комнате. В той же самой комнате, в которой прошло мое детство. Единственный плюс — у этой комнаты был довольно обширный альков, мы поставили возле него шкаф, занавеску…» — вспоминала Алиса Бруновна.

С первым мужем Владимиром Карасевым.

По линии Министерства культуры практиковали обменные гастроли. Алиса с Володей уезжали в другие города и умудрялись жить на суточные, не тратя зарплату.

Таким образом они накопили денег на поездку к морю, в Сочи. Однако этот брак продлился недолго, и вскоре пара распалась — супруг ревностно относился к успехам Фрейндлих.

Алиса Фрейндлих в фильме «Похождения зубного врача».

Однажды в театр Комиссаржевской пришел невероятный красавец Игорь Владимиров. Статный и породистый Игорь Петрович всегда гордился своим дворянским происхождением. Владимирова пригласили в театр поставить два спектакля » Время любить» и «Случайные встречи». Алиса была занята в этих спектаклях и влюбилась в режиссера. У Владимирова, кроме таланта, было потрясающее чувство юмора и легкость в общении.

В 1960 году Владимирова назначили главным режиссером Театра имени Ленсовета и он пригласил молодую актрису Фрейндлих к себе в театр. До встречи с Фрейндлих Игорь Владимиров был дважды женат. О своем первом скоротечном браке Владимиров говорил так: «Женился на первой жене случайно. Однажды увидел, как она выпрыгивает на ходу из трамвая, и влюбился». Второй его союз с актрисой Зинаидой Шарко распался спустя семь лет, в нем появился сын Иван.

Как-то Зинаида Максимовна Шарко нашла донжуанский список Владимирова: продавщица, официантка, машинистка и так далее… Сначала она ему ничего не сказала: мол, понятно, ведь не мальчиком был, когда сошлись, 36 лет все таки. Но однажды Владимиров, вечно ревновавший Зинаиду, устроил ей очередной жуткий скандал по поводу «прошлого». И Шарко в ответ выдала: «Да из твоих девиц можно создать третьесортный бордель! А из моих мужиков — лучший театр Европы!» У Шарко была романтическая история с Юрским, они потом поженились.

И в жизни Алисы случился служебный роман. Алиса и Владимиров к тому времени были свободны. Режиссер был старше нее на 16 лет, но это не стало для них помехой. Фрейндлих была для него музой, она играла главные роли во многих его спектаклях. До этого она играла девчонок, мальчишек, молоденьких девушек.

Игорь Петрович разглядел в ней потенциал лирической героини. В «Ленсовете» она сыграла девчонку только один раз, следующей ролью стала Элиза Дулитл в «Пигмалионе». Владимиров стал для нее Пигмалионом, а она для него Галатеей.

Игорь Владимиров.

Как отмечали критики, режиссеру удалось «уловить специфику таланта Фрейндлих» — в выборе репертуара он полностью ориентировался на ее индивидуальность. Они поженились и поселились в квартире мужа на Владимирском проспекте с его родителям. Позже переехали на улицу Рубинштейна.

По словам актрисы, Владимиров многое сделал для нее в профессиональной сфере: «Считаю, именно благодаря Игорю Петровичу состоялась как актриса — он помог мне раскрыться в творчестве… Когда мы встретились, я была абсолютно белым листом во всех житейских отношениях. Как актриса-то уже сформирована, много играла, будь я незаметным пятнышком, он меня не позвал бы в театр.

Он был большой умница, с потрясающим чувством юмора. Мне было интересно — я жадно, как губка, впитывала все, что он знал, умел, мог, чем был богат. И я не боялась выходить за него замуж, потому что мне все в нем было интересно, мне было чему у него поучиться».

Их приход в Театр имени Ленсовета положил начало новой эпохе в жизни этого театра, возле касс выстраивались длинные очереди, спектакли проходили при аншлагах.

С дочкой Варей.

В 1968 году у Фрейндлих и Владимирова родилась дочь Варя. Алисе Бруновне было уже 33 года и она долго откладывала рождение ребенка, а потом просто решила: если не рожу сейчас, то не сделаю это никогда. Варя родилась в марте, а в апреле Фрейндлих уже вышла на сцену.

Варвара впоследствии тоже стала артисткой. Другого пути она для себя и не представляла — ведь девочка выросла за кулисами Театра имени Ленсовета.

С дочкой Варей.

Позже она рассказывала: «На родителей я никогда не обижалась, хотя, действительно, они оба театром не просто жили — дышали! Но меня никогда не отвергали, к ним всегда был свободный доступ. Я могла прийти в театр, благо жили мы по соседству, пройти в зал и посмотреть святая святых — репетицию! Спектакли, в которых блистала мама, — «Дульсинея Тобосская», «Укрощение строптивой», «Люди и страсти» — я видела десятки раз, знала мамины роли практически наизусть… Когда меня спрашивали, кем я стану, когда вырасту, не раздумывая отвечала: «Кем угодно, лишь бы только в театре».

Алиса Фрейндлих.

Как ни странно, времена триумфа на театральной сцене стали для Фрейндлих периодом затишья в кинокарьере. Как она признавалась позже, ее супруг был категорически против того, чтобы она отлучалась из театра на съемки, поэтому в это время она практически не снималась. Только во второй половине 1970-х годов она сыграла несколько заметных ролей, лучшей из которых стала роль в фильме «Соломенная шляпка».

Эльдар Рязанов мечтал поработать с Алисой Фрейндлих еще со времен «Гусарской баллады» — тогда он приглашал актрису на пробы, но она оказалась слишком женственной для роли Шурочки Азаровой, переодетой в мужской костюм. Во второй раз Рязанов предложил Фрейндлих сыграть в его фильме «Зигзаг удачи», но она вынуждена была отказаться, так как ждала ребенка.

Рабочее название картины было «Сказка о руководящей Золушке». В прокат фильм вышел как «Служебный роман». Эльдар Алекандрович не представлял в роли Калугиной никого, кроме Алисы Фрейндлих, но и на этот раз ее участие было под вопросом — Владимиров был против того, чтобы она уезжала на съемки.

Кадр из фильма «Служебный роман».

В 1974 году Алиса снималась в фильме «Анна и Командор» на киностудии имени Довженко. Игорь Петрович отпустил жену на съемки только с условием, что она будет сниматься во время своего отпуска и репертуар театра не пострадает.

Долгое время актриса это воспринимала как должное: театр превыше всего! Но на этот раз Рязанов проявил настойчивость и лично отправился к Игорю Владимирову, чтобы убедить его отпустить Фрейндлих на съемки. Актриса рассказывала: «Он сидел у нас дома и уговаривал, чтобы тот отпустил меня в кино. Владимиров не очень охотно, но дал добро на эти съемки. Потребовав: «Чтобы ничто в репертуаре не пострадало! Вот пускай мотается туда-сюда».

Кадр из фильма «Служебный роман».

Утром она приезжала на «Стреле» в Москву, снималась, а вечером спешила в Ленинград. Иногда всю неделю спала только в поезде.

В течение полугода актрисе приходилось по 5 раз в неделю ездить из Ленинграда в Москву и обратно, чередуя репетиции и спектакли со съемками, благо что здоровье позволяло.

Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров.

Как оказалось, Владимиров переживал не только из-за того, что театр может лишиться примы. Уже после их расставания Алиса Фрейндлих объясняла: «Он стал нетерпим ко всем, ко мне в первую очередь. После развода мы еще долго работали вместе, понимали на репетициях друг друга с полуслова. Владимиров болезненно воспринимал мои успехи в кино, потом стал сниматься сам». Их великолепный дуэт запомнился зрителям в «Старомодной комедии» (1979 год).

Алиса Бруновна Фрейндлих.

А ревновать действительно было к чему: после выхода на экраны «Служебного романа» на Фрейндлих обрушилась невероятная популярность, ее признали лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран». Фильм имел огромный успех. Примечательно, что во время создания ленты проявила не только актерские, но и музыкальные способности. Две песни в ее исполнении — «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет» сразу же стали хитами.

После премьеры к Фрейндлих даже приходили письма следующего содержания: «После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок…»

И их брак не выдержал этого испытания. Правда, была и еще одна причина: Владимиров был натурой творческой, увлекающейся, и нередко позволял себе романы на стороне.

Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров.

«С Игорем Петровичем мы расстались потому что он был большой любитель женщин. Да, я его не ревновала до поры до времени, потому что он вел себя очень осторожно. А потом стал сильно выпивать, был у него такой жуткий период. Вы знаете, пьяный человек немножко сорит за собой… » — говорила Алиса Бруновна.

Она пыталась образумить его, но лечиться он не хотел. В ответ она слышала: «Я не алкоголик, не пьяница!» Она прекрасно понимала причину его нервного состояния — что бы он ни делал, все оставалось незамеченным. Театр с 1970 года по 1975 переживал звездный период, гремел на всю страну. Но при этом его, в отличие от БДТ не выпускали за границу с гастролями кроме одного единственного выезда в Париж с политическим спектаклем «Интервью в Буэнос-Айресе». Заграничные гастроли целиком зависели от Министерства культуры.

Так получалось, что лучшие спектакли театра Ленсовета не были сняты на пленку. Только спустя годы, кто то умудрился разыскать черно-белую запись спектакля «Укрощение строптивой» и отреставрировать любительскую запись.

С дочерью Варварой и внучкой Анной.

В 1981 году Алиса Фрейндлих получила звание народной артистки СССР, а вскоре после этого они с Владимировым развелись. По одной из версий, развод состоялся после того, в газете выпустили публикацию под заголовком «Театр одной актрисы» — это стало последней каплей.

Кроме личных обид, еще и творческое самолюбие было задето, брак распался. Правда, еще несколько лет они продолжали работать в одном театре. Затем Фрейндлих перешла в БДТ.

Юрий Соловей.

Алиса Бруновна вышла замуж за коллегу — актера и художника Юрия Соловья, а Игорь Петрович женился на молодой актрисе Инессе Перелыгиной.

На одном из творческих вечеров Владимирову как бы в упрек сказали: «Алиса Бруновна ушла, а вы взяли Елену Соловей. Она же киношная актриса. Вы что думаете, Соловей может заменить Фрейндлих?»

Игорь Петрович отшутился: «В конце концов, у каждого должен быть свой соловей!» Юрий Соловей позже уехал на ПМЖ в Германию и уговаривал супругу, но Алиса Бруновна отказалась. Они прожили вместе двенадцать лет.

Последние годы на сцене она блистала в великолепных спектаклях «Калифорнийская сюита», «Оскар и Розовая Дама», «Квартет».

Алиса Фрейндлих.

Ее роли в фильмах «Полосатый рейс», «Похождения зубного врача», «Агония», «Семейное счастье», «Служебный роман», «Тайна Снежной королевы»,»Жестокий романс», «Сталкер», «Д`Артаньян и три мушкетера», «Старомодная комедия», «Карп отмороженный», «Линия Марты», «Большой», «Полторы комнаты», «Васильевский остров», «Возвращение мушкетеров», «На Верхней Масловке», «Женская логика» и другие снискали любовь миллионов зрителей. Алиса Бруновна всегда прекрасна, потому что уникальна и необыкновенно талантлива.

86-летняя Алиса Бруновна Фрейндлих сейчас восстанавливается после болезни в кругу близких — дочери Варвары, внуков Никиты и Анны. Она провела в больнице больше месяца. Хочется пожелать ей скорейшего выздоровления!