Это орудие чудом попало в руки СССР до начала войны: рассказываю о мощнейшем БР-17 и на что оно было способно

В этой статье расскажу о мощнейшем орудии, которое СССР закупили у еще тогда свободной страны. Заказ оформили на фирму «Шкода», которая после Мюнхенского сговора почти полностью попала в руки немцев.

В 1938 году, по заключенному контракту, в Советский союз поступили два орудия повышенной мощности калибра 210-мм вместе с полной технической документацией.

И если кто-то думал, что СССР никак не контактировал с другими странами в военно-промышленной сфере, то такой человек глубоко ошибается. Особенно много технологий в нашу страну поставили американцы, которые в тот момент страдали от Великой депрессии.

И вот СССР получает сразу две пушки вместе со всеми документами и начинает активно пытаться их повторить, использую имеющиеся промышленные мощности.

По итогам всех трудов нашим инженерам удалось произвести сразу 3 орудия, а ближе к началу Великой отечественной еще три пушки. Учитывая, что до этого советская промышленность испытывала серьезные проблемы с таким производство, то это реальный прорыв. Но война вмешалась в полноценную наладку производства и про орудия БМ-17 временно забыли.

В первые годы войны фронту хоть и требовалась серьезная артиллерийская поддержка, но столь дорогие и мощные БМ-17 туда не направляли.

На это было сразу две причины: нестабильность линии фронта и невозможность крупносерийного производства снарядов. Но по факту именно боязнь потери такие пушек привел к тому, что использовать их стали только в 1944 году в составе артиллерийских полков особой мощности. Причем каждый полк состоял из 4 батарей по 2 орудия в каждой. Далее их начали использовать совместно со 152-мм пушками-гаубицами.

На момент окончания Великой отечественной у СССР было сразу 4-ре артполка повышенной мощности. Их активно применяли во время боевых действий по сносу оборонительных сооружений Вермахта на территории за пределами Советского союза.

Что касается технических характеристик, то орудие было буксируемыми и нуждалось в моторизированной тяге. Простым гужевым методом его транспортировать было довольно сложно из-за масса-габаритных характеристик. Вес каждого снаряда достигал 130 кг из которых более половины – взрывчатка. Посети БМ-17 стрелял неплохими такими авиабомбами. Да и дальность полета в 30 км делала такую батарею страшно разрушительной силой.

Самое интересное, что СССР купил у «Шкоды» не только 210-мм орудие, но и 305-мм гаубицу. Однако со второй возникли проблемы и ее так и не пустили в полноценную серию.

В то же самое время уже выпущенные чехами 305-мм гаубицы попали в руки к немцами и те не стеснялись их использовать по прямому назначению. Например, их применили для разрушения линии Мажино, а во время войны с СССР такие пушки обстреливали Севастополь и ряд других городов.