Голливуд 1970-х: Все главные фильмы, звезды, изменения


Кадр из фильма «Последний киносеанс», 1971 г.

«Последний киносеанс» 1971 г. Питера Богдановича стал фильмом, отразившим главное изменение кинематографа семидесятых. Старое кино 1960-х с его огромными бюджетами умерло. Пришло время низких бюджетов и высокого уровня творчества. Кино стало отражением реалистичного уклада жизни, а не спектаклем на кинопленке.

Кадр из фильма «Французский связной», 1971 г.

«Французский связной» тоже вышел в 1971 г. Это реалистичный, документалистичный, жизненный фильм. Контркультура начала выстраивать новый Голливуд с мрачной эстетикой и констатацией того, что в жизни очень много проблем. Безусловно это было связано с войной во Вьетнаме.

В это время Роджер Корман был многостаночником, снимающим большое количество дешевых фильмов для крупных дистибуторских компаний. Именно у него прямо во время съемочного процесса учились такие будущие мастера режиссуры как Брайан Де Пальма, Рон Ховард, Мартин Скорсезе, Джеймс Кемерон, Джонатан Демми, Френсис Форд Коппола.

Кадр из фильма «Крестный отец», 1972 г.

Новое поколение кинематографистов изначально выстраивает свою карьеру с большой долей независимости от крупных компаний. Джордж Лукас и Френсис Форд Коппола создали компанию «American Zoetrope», которая в начал 1970-х была на грани разорения. Большие проблемы были и у компании мейджора Парамаунт. Тогда студия решила дать шанс новым режиссерским талантам и пригласила их экранизировать популярные книги. Так на свет появились «Крестный отец» 1972 г. и «Крестный отец 2» 1974 г. Успех этих лент заставил студии понять, что на новое жестокое и чувственное кино можно сделать ставку.

Кадр из фильма «Таксист», 1976 г.

«Злые улицы» 1973 г. и «Таксист» 1976 г. Мартина Скорсезе продемонстрировали криминальный, суровый мир, в котором сосуществуют самопожертвование и жестокость. Роберт Де Ниро стал некрасивым, неидеальным героем, героем из настоящей жизни, живущим в знакомом зрителю мире.

Кадр из фильма «Собачий полдень», 1975 г.

В «Серпико» 1973 г. и «Собачий полдень» 1975 г. Сидни Люмета Аль Пачино предстал в качестве человека с недостатками, но на которого можно положиться. Эти фильмы нарушали заповеди фильмов о грабителях и злодеях. Характерным для 1970-х стало то, что зрители стали сопереживать преступникам, плохие люди оказались вдруг не такими уж плохими.

Кадр из фильма «Энни Холл», 1977 г.

В 1970-е появился Вуди Аллен. Он был первым, автором, который все делал сам — писал сценарий, играл главную роль и режиссировал картину. Его «Любовь и смерть» 1975 г., «Энни Холл» 1977 г., «Манхэттен» 1979 г. и др. были чем-то совершенно новым, инновационным, поднимающим вопросы нравственности и непосредственно обращающимся к зрителю.

Кадр из фильма «Военно-полевой госпиталь», 1970 г.

Также как комедии Вуди Аллена, комедии Роберта Олтмена вызывали эмпатию к людям с недостатками. К тому же «Калифорнийский покер» 1974 г., «Военно-полевой госпиталь» 1970 г., «Нэшвилл» 1975 г., «Маккейб и миссис Миллер» 1971 г. стали инновационными фильмами, снятыми вне правил кино — спонтанность, одновременность происходящих событий, накладывающиеся друг на друга голоса, герой вне кадра, визуальная хаотичность — эти ленты очень сильно повлияли на правила киноповествования.

Кадр из фильма «Будучи там», 1979 г.

Еще одним бунтарем в мире кино стал Хэл Эшби с его «Гарольд и Мод» 1971 г., «Шампунь» 1975 г. и «Будучи там» 1979 г. Его комедии посвящены эксцентричным и непонятым социумом людям, раскрывающим глупость современного общества.

Кадр из фильма «Зверинец», 1978 г.

Комедии Мела Брукса «Сверкающие седла» 1974 г. и «Молодой Франкенштейн» 1974 г. отдали дань старым жанрам кино и смело шагнули в мир сатиры, пародии и острых тем. А «Зверинец» 1978 г. стал первой подростковой комедией, смело эксплуатирующей расистский, сексистский юмор на грани. Он заложил основу новому жанру, моментально приобретшему популярность.

Кадр из фильма «Шафт», 1971 г.

Такие фильма как «Свит Свитбэк: Песня мерзавца» 1971 г., «Шафт» 1971 г., «Фокси Браун» 1974 г. сформировали жанр «блэксплотейшн». Крутые черные персонажи стали культурным феноменом и дали дорогу черным режиссерам и актерам.

Кадр из фильма «Кулак ярости», 1972 г.

Возросшая роль афроамериканского сообщества повлияла также на популярность Брюса Ли — черные обожали его за то, что он не был очередным крутым белым героем из «Кулак ярости» 1972 г. и «Путь дракона» 1972 г.

Кадр из фильма «Американское граффити», 1973 г.

Фильм «Американские граффити» Джорджа Лукаса вышел в 1973 г. и стал олицетворением культурного сдвига. Простота повествования, история взросления, неизвестные актеры — все это стало основой нового кинематографа. Простой, смешной, обаятельный, раздражающий — герой, который не выглядит как герой. Вот что стало нормой для кино 1970-х.

Кадр из фильма «Пролетая над гнездом кукушки», 1975 г.

Главными героями, не имеющими традиционной красоты и сексуальности, но привлекательными для зрителей 1970-х стали Дастин Хоффман и Джек Николсон с фильмами «Мотылёк» 1973 г., «Вся президентская рать» 1976 г., «Пять лёгких пьес» 1970 г., «Китайский квартал» 1974 г., «Пролетая над гнездом кукушки» 1975 г.

Кадр из фильма «Челюсти», 1975 г.

Культурный рубеж, который преодолело кино в 1970-е олицетворяет фильм Стивена Спилберга «Челюсти» 1975 г. Эта лента, также как «Крестный отец», была экранизацией успешной книги, в создание которой вложила немало средств студия. Стивен Спилберг поднял хичкоковский саспенс на совершенно новый уровень, увеличил роль музыкального сопровождения и спецэффектов в кинопроизведении. Это был первый блокбастер в истории Голливуда, имевший крупную маркетинговую кампанию.

Кадр из фильма «Женщина под влиянием», 1974 г.

В 1970-х годах появились фильмы, в центре внимания которых оказались женщины. «Минни и Московиц» 1971 г., «Женщина под влиянием» 1974 г., «Премьера» 1977 г. Джона Кассаветиса с Джиной Роулендс в главной роли стали серьезным анализом сложных женских характеров и межличностных взаимоотношений. «Алиса здесь больше не живет» 1974 г., «Незамужняя женщина» 1978 г., «Разбивающий сердца» 1972 г., «Новый лист» 1971 г. стали откровением и впервые показали сложные, реалистичные, женственные и одновременно сильные женские персонажи.

Кадр из фильма «Кабаре», 1972 г.

Существенные изменения претерпел жанр мюзиклов с появлением Боба Фосси. Его «Кабаре» 1972 г. и «Весь этот джаз» 1979 г. отличались ярким авторским почерком с нетрадиционными для мюзикла темами. «Шоу ужасов Рокки Хоррора» 1975 г. оказался настолько нетрадиционным мюзиклом, что сначала провалился в прокате, но затем обзавелся армией поклонников, ходивших именно на этот фильм в кинотеатры по ночам. А «Лихорадка субботнего вечера» 1977 г. и «Бриолин» 1978 г. стали диско-переворотом в мире мюзиклов — главные герои не пели, а только танцевали. Музыка стала частью повествования.

Кадр из фильма «Вся президентская рать», 1976 г.

1970-е невозможно вообразить без Роберта РедфордаВстреча двух сердец» 1973 г., «Великий Гетсби» 1974 г., «Афера» 1973 г.). Его актерские качества недооценивали, так как он был красив и не соответствовал новым стандартам «несовершенного» героя. Но именно он стал первым, кто стал использовать свою популярность у массовой аудитории для выражения личных социально-политических воззрений. Уотергейтский скандал и недовольство общества войной во Вьетнаме получили отражение в его фильмах «Кандидат» 1972 г., «Три дня Кондора» 1975 г., «Вся президентская рать» 1976 г. Также о темных сторонах общественного устройства и сомнениях о нравственности Америки были фильмы «Заговор Параллакса» 1974 г. и «Телесеть» 1976 г.

Кадр из фильма «Охотник на оленей», 1978 г.

Шокирующими, жестокими, реалистичными фильмами о войне во Вьетнаме и нравственности стали «Охотник на оленей» 1978 г., «Возвращение домой» 1978 г. и «Апокалипсис сегодня» 1979 г.

Кадр из фильма «Рокки», 1976 г.

Но уже в 1976 г. вышел вдохновляющий фильм, утверждающий, что страна устроена правильно и благородно следует за правильными целями и мечтами — это конечно же «Рокки«.

Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола», 1973 г.

В 1973 г. «Изгоняющий дьявола» переплюнул славу «Крестного отца» 1972 г. — здесь семейная драма плавно превращается в фантастический ужастик. И к концу 1970-х популярные реалистичные драмы уступят место именно фантастическим историям.

В 1979 г. вышел «Чужой» Ридли Скотта — культовый страшный мистический фильм о монстре, где впервые крутым героем стала женщиной.

Кадр из фильма «Звездные войны», 1977 г.

В 1977 г. вышел новый культурный феномен — «Звездные войны» Джорджа Лукаса. Космоопера, объединившая в себе старые самурайско-вестернские сюжеты с новыми технологиями. Получился трогательный оригинальный фильм о победе добра вопреки всем препятствиям.

Кадр из фильма «Супермен», 1978 г.

К концу 1970-х неидеальные, некрасивые герои злодеи потеряли свою привлекательность. Героями вновь стали не преступники, а те, кто делает хорошие дела. «Супермен» 1978 г., «Небеса могут подождать» 1978 г., «Норма Рэй» 1979 г., «Уходя в отрыв» 1979 г., «Полуночный экспресс» 1978 г., «Крамер против Крамера» 1979 г. — все эти фильмы воплотили желание зрителей верить в существование героев и в победу добра над злом.

1970-е годы стали потрясающим временем реорганизации кинобизнеса, формировании новой индустрии, основанной на сближении независимого кинематографа и студийной системы Голливуда. Это было время существенных перемен с точки зрения креатива и изобразительных приемов. Это время нового, умного и изобретательного кино.