«Иди и смотри»: Самый страшный и правдивый советский военный фильм, который не показывают на ТВ

Правительству большинства стран свойственно мифологизировать собственные военные достижения, и причины этого не так уж важны. А важно то, что героическая патока льется бурными потоками, заслоняя собой страшную правду, которую не принято произносить вслух. Война — это грязь, ужас и боль. И нет в ней ничего романтического. Именно об этом безапеляционно повествует советский фильм, вышедший на экраны в 1985 году и не побоявшийся рассказать все, как есть.

И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящий: «Иди и смотри».
И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним;
И дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

Источник: kinopoisk.ru

31-летний режиссер Элем Климов прославился на весь СССР своей дебютной картиной «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Сатирическая комедия с Евгением Естигнеевым сразу покорила сердца зрителей. Следом были «Похождения зубного врача» и много чего еще, но одна серьезная тема никак не давала режиссеру покоя.

Климов родился в Сталинграде и встретил Великую Отечественную войну в восьмилетнем возрасте. Детские переживания глубоко отпечатались в душе Элема, и, придя в большое кино, он считал долгом снять фильм о той страшной странице русской истории. Случай подвернулся в середине 1970-х, когда Климов прочел «Хатынскую повесть» белорусского писателя Алеся Адамовича и понял, что на основе материалов произведений этого автора (еще были «Партизаны» и «Я из огненной деревни») можно создать достоверную картину. Режиссер написал сценарий фильма напару с Адамовичем, и работа закипела.

На небе пьют, а нам бутылки сдавать.

Источник: kinopoisk.ru

Съемки должны были стартовать в 1977-м, но перед самым началом редколлегия Госкино СССР забраковала сценарий и «заморозила» проект. Тщательная подготовка пошла прахом, а Климов был вынужден заняться другими делами. Только в 1984 году он смог вернуться к работе, когда Госкино решило-таки выпустить новый фильм к 40-летию Победы. На главную роль режиссер позвал 14-летнего дебютанта Алексея Кравченко.

1943 год, Белоруссия. Деревенский паренек Флёра находит в земле винтовку и, несмотря на протесты матери, с воодушевлением примыкает к партизанскому отряду. Когда дело близится к бою, командир оставляет Флёру «в запасе», и обидившийся мальчишка сбегает в лес. В это же время немецкие войска высаживают десант и начинают спецоперацию, бомбя окрестности. Чудом выживший Флёра возвращается в родную деревню, но застает там только руины. Парень постепенно начинает понимать, что вокруг творится нечто ужасное, но времени на раздумья уже нет. Война затягивает его в свой безжалостный водоворот, каждую секунду подвергая подростка новым испытаниям. Флёре предстоит пройти все круги Ада и попробовать выжить в этом безумном хаосе…

Кадр из фильма «Иди и смотри». Источник: kinopoisk.ru

Драма «Иди и смотри» стала настоящим событием не только для советского, но и для всего мирового кинематографа. Картину Климова почти сразу признали одним из самых жестоких и правдивых военных фильмов. Некоторые западные критики проводили параллели с «Апокалипсисом сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы, отмечая, что «Иди и смотри» выглядит еще реалистичнее в изображении абсурдных ужасов войны. Как результат, целая россыпь наград на всевозможных смотрах, включая престижный Берлинский кинофестиваль.

Упоминания Апокалипсиса тут лишними не будут. Само название фильма — это отсылка к одному из стихов «Откровения Иоанна Богослова», а концепция повествования отчетливо напоминает хождения главного героя по кругам Ада. Некоторые безумные сцены как будто срисованы со знаменитого «Сада земных наслаждений» Иеронима Босха, а гротескные образы немецких солдат навевают ассоциации с произведениями Кафки или все теми же Всадниками Апокалипсиса. Пьяные офицеры с огнеметами, штурмбанфюрер СС с экзотическим лори на плече… И все это на фоне страданий гражданского населения Белоруссии.

— Вас не должно быть. Не все народы имеют право на будущее. Низшие расы плодят заразу коммунизма. Вас не должно быть. И миссия будет исполнена. Сегодня или завтра. Сегодня или завтра!

Кадр из фильма «Иди и смотри». Источник: kinopoisk.ru

«Иди и смотри» стал революционным и в техническом плане. Для пущей убедительности на съемочной площадке использовались боевые патроны и снаряды, а оператор Алексей Родионов большую часть фильма снимал при помощи системы стабилизации камеры «Стэдикам». Съемка в движении обеспечила картине запредельный уровень присутствия, как бы помещая зрителя в пучину разворачивающихся на экране событий. Наблюдать за всем этим действительно тяжело, и отдельное спасибо надо сказать юному Алексею Кравченко. Трансформации его героя веришь с первой до последней минуты, а финальный взгляд ранит в самое сердце.

В 1987 году «Иди и смотри» был признан лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран», и только по официальным данным картину посмотрело около 30 миллионов человек. С тех пор шедевр Элема Климова регулярно попадает в различные кинорейтинги по всему миру, а некоторые западные издания вообще признают «Иди и смотри» лучшим военным фильмом всех времен. Остается лишь удивляться тому, что в нынешней России такая картина не появляется на телевидении ни 9 мая, ни в другие дни. Ведь она лучше, чем любая другая, объясняет потомкам, чем же на самом деле была Великая Отечественная война.