История МКАДа: от дороги без полос и фонарей до одной из самых пробочных магистралей Москвы

Когда появился МКАД? Правда ли, что его прообраз существовал ещё в годы Великой Отечественной Войны? Почему магистраль больше походила на загородную дорогу, чем на скоростную трассу? По каким причинам, начиная с 1980-х, здесь было так много аварий? А также — действительно ли были так необходимы все реконструкции МКАДа? И почему здесь вечные пробки? Об этом и не только расскажу сегодня.

Тайна военной кольцевой дороги

О строительстве кольцевой автодороги вдоль Москвы задумались во второй половине 1930-х годов. Генеральный план развития Москвы 1935, как ни странно, не предусматривал таких сооружений. Площадь столицы тогда была не такой уж большой для проектирования кольца настолько далеко расположенного от центра, как МКАД. Однако позже вопросом по какой-то причине озадачились, и к 1940 году создание новой трассы уже шло быстрыми темпами. Но Великая Отечественная война остановила работу над проектом.

Вот она, по утверждению некоторых специалистов, та самая кольцевая дорога, построенная в августе 1941. Но на сайта www.pastvu.com, откуда и взята фотография, даже не могут определиться, где и когда точно сделан снимок.

Существует версия, что в августе 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны вокруг Москвы появилась временная кольцевая дорога. Её использовали для оперативной переброски войск и техники к местам боевых действий. В интернете даже имеется фотография строительства (разместил выше). Однако #история несколько запутанная. Никто так и не может чётко указать, где проходила трасса. Кроме того, на снимках 1942 года с воздуха нет ничего похожего на кольцо вокруг Москвы.

Например,Москва с высоты в районе Бирюлёва. Здесь сегодня располагается МКАД. Ничего похожего на Кольцевую дорогу не видно, 1942. С сайта www.pastvu.com.

Возможно, какая-то информация содержится в специальных документах. Но, скорее всего, они засекречены. Единственное, что есть в открытом доступе, это воспоминания Ивана Алексеевича Засова. Он с 1939 года занимал пост заместителя начальника управления шоссейных дорог. Именно на его рассказе и основаны данные о срочном строительстве в 1941 кольцевой автодороги вокруг Москвы.

Вас, милочка, и не узнать

После Великой Отечественной войны о новых магистралях на какое-то время забыли. Вернулись к разработке проекта огромного кольца вокруг столицы в середине 1950-х. #строительство начали в конце 1956, и уже через 4 года открыли первый участок МКАДа (Московской кольцевой автомобильной дороги). Он проходил от Симферопольского до Ярославского шоссе. В ноябре 1962 кольцо замкнулось. Конструктивно трасса была чем-то новым для #ссср .

Строительство МКАДа на пересечении с Хабаровской улицей, 1958-1960. С сайта www.pastvu.com.

Достаточно хорошее асфальтированное дорожное покрытие и развязки, которые прозвали клеверным листом за похожую форму. Они пришли в Москву из США. Там такие съезды начали конструировать в 1928 году. Столичная кольцевая магистраль получилась длинной — целых 110 километров. Многие из нас привыкли к обозначению «такой-то километр МКАД». Расстояние считается от Горьковского шоссе по часовой стрелке.

МКАД в районе пересечения с Ярославским шоссе, 1960. С сайта www.pastvu.com.

В МКАДе 1960-х было бы трудно узнать современную магистраль с многоуровневыми развязками. Изначально дорожное полотно имело всего лишь четыре полосы. То есть по две в каждую сторону. Хотя есть версия, что их должно было быть больше. Но Н.С. Хрущёв посчитал такое количество избыточным. Вместо разделительной полосы был небольшой газон. Размеры по нынешним меркам, конечно, скромные. Однако стоит отметить, что в Москве тех времён не было огромного количества машин. Поэтому МКАД был рассчитан на пропуск 36 тысяч автомобилей в сутки.

Загородная дорога

Пару десятилетий кольцевая дорога и вправду не была загруженной. Это позволило, например, снимать здесь сцены погони за Юрием Деточкиным для фильма «Берегись автомобиля» 1966 года. Вплоть до конца 1980-х #мкад больше напоминал, пусть и хорошую, но всё-таки загородную дорогу.

МКАД недалеко от современной трассы М-4, 1962. С сайта www.pastvu.com.

Здесь не везде имелась разметка и освещение. Последнее обстоятельство стало причиной многочисленных аварий в тёмное время суток. Ещё больше ситуация осложнилась, когда убрали разделительный газон. Водители часто просто не могли вовремя разглядеть приближающуюся машину. Об инцидентах с пешеходами и говорить нечего. Удивительно, что при этом там, где дорога переходила в обочину, выложили рельефную плитку. Она должна была «встряхнуть» засыпающих за рулём водителей, если они начинали отклоняться от траектории движения.

МКАД в районе Лианозова, 1967-1972. Обратите внимание на рельефную плитку вдоль дороги. Фото с сайта www.pastvu.com.

В то же время на МКАДе не имелось возможности просто остановиться, если требовалось. Обочины как таковой не существовало. Либо уже надо было съезжать на траву, либо вставать с краю и нервничать, не заденет ли другая машина. Особенно, если на улице было темно. Зато на протяжении кольцевой дороги располагались интересные и даже оригинальные автобусные остановки. На них было название и объёмная схема МКАДа. В общем, трасса весьма противоречивая.

Автобусная остановка на пересечении с Варшавским шоссе, 1961-1964. С сайта www.pastvu.com.

Реконструкции, которые не помогли

Кроме транспортной, автомагистраль какое-то время выполняла функцию границы города. Начиная с 1960 года в состав Москвы вошли все населённые пункты, которые оказались в пределах МКАДа. Лишь с 1984 года столица стала присоединять новые территории, уже за переделами кольца.

МКАД около улицы Свободы, 1990. С сайта www.pastvu.com.

В конце 1980-х стало понятно, что в таком виде МКАД существовать уже не мог. В 1990-1991 автомобильные полосы расширили, убрав разделительный газон и уменьшив обочины. Но этого было недостаточно. Машин становилось всё больше, а пропускная способность МКАДа достигла своего предела. Поэтому решили начать реконструкцию, которую разделили на два этапа.

Реконструкция МКАДа недалеко от Алтуфьевского шоссе, 1997. С сайта www.pastvu.com.

Первый предполагал установку фонарей, чтобы наконец-то сделать освещение по всей магистрали. Второй уже предусматривал расширение дорожного полотна до 50 метров и строительство новых развязок. Завершили работы в сентябре 1998 года. Однако надолго этого не хватило. Уже в 2011 начали воплощать в жизнь новый проект «преображения» МКАДа.

Бусиновская развязка на МКАДе, 2017. Фото из Википедии.

Развязок стало больше, выглядели они запутаннее. В целом, на движении автомобилей всё это отразилось незначительно. Возможно, скорость движения по самому кольцу немного увеличилась. Но развязки по-прежнему тормозят поток. Ситуация с пробками несколько улучшилась в 2021 году, когда открылась ЦКАД. Теперь для объезда столицы грузовой транспорт может воспользоваться этой магистралью. Но дело ведь не только в фурах или не всегда удобных развязках. На МКАДе (или рядом) много торговых центров, крупных гипермаркетов. Всё это привлекает людей, а значит и машины тоже.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог. Также напоминаю, что у меня есть страница в Instagram, где я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!