Итальянские страсти в Советском Союзе. Что осталось за кадром «Труффальдино из Бергамо»

Фильмы рождаются по-разному. Идеи находят в реальной жизни или они витают в фантазиях авторов, а потом сценарий попадает в руки режиссёра.
Мысль о создании «Труффальдино » пришла в голову композитору Александру Колкеру, а в качестве основы сценария взяли итальянскую пьесу 18 века, которую написал Карло Гольдони . Она называлась «Слуга двух господ». А поэт Ким Рыжов всё переписал в стихах.

Поставьте лайк и подпишитесь! Это поможет продвижению канала 🙂

Композитор и поэт давно дружили и жили в одном подъезде,
Колкер на 5-м, а Рыжов на 8-м этаже. Они часто созванивались и решали кто к кому пойдёт, чтобы послушать и оценить новые идеи друг друга.

Владимир Воробьев мыслил только музыкой. Это удивительный талант от Бога. (Александр Колкер)

Насколько легко режиссёр «Труффальдино из Бергамо» обращался с музыкой, настолько же тяжело он общался с людьми.
Актеры часто впадали в ступор при работе с ним на съёмочной площадке. Он был очень требовательным. Всем выставлял высокие «планки» и тянул под них всю съёмочную группу.
Олег Даль, Виктор Павлов, Александр Демьяненко, Борис Смолкин — с такими актёрами пришлось соревноваться за роль молодому Райкину.

Мне не очень нравится Демьяненко в этой роли. А вам?

Самое забавное, что актёр, выбранный на главную роль в музыкальном фильме, не умел петь.
Зато петь умел Борис Смолкин, и ему сначала предложили эту роль. А потом, без объяснения, отказали.

В итоге Труффальдино сыграл Константин Райкин, а озвучил Михаил Боярский. Он удивился такому предложению, ведь ранее режиссёр отказал Боярскому из-за странного голоса и не взял его в свой театр.

Борис Смолкин. А вот он бы мог сыграть Труффальдино…

Режиссёр отнёсся предвзято и к молодому Райкину. Мало того, что тот был из Москвы, так ещё и являлся избалованным сынком своего папы. Так Константина видел не только сам Владимир Воробьёв, но и партнёрша по съёмкам, Наталья Гундарева.
Со своей однокурсницей по Щукинскому училищу, Райкин должен был сыграть романтическую линию, но она никак не получалась.
Гундарева была уже известной актрисой и могла диктовать свои условия. На роль Труффальдино она желала своего друга детства Виктора Павлова. Райкина она считала выскочкой с папиной фамилией.

Виктор Павлов. Мне кажется, что он бы не сыграл главную роль. А вы как думаете?

Сам Константин считает себя прилежным, послушным, внимательным актёром, но «медленным».

Я медленно работаю. Я медленно осваиваю, я — тугодум. И вообще я тупой. (Константин Райкин).

Мне сложно согласиться с этими словами актёра о самом себе. А вам?
По словам Константина, Гундарева была достойна восторга, но рядом с ней можно было «заболеть» пониженной самооценкой. Порой она вела себя, как директор «Ленфильма» и мало замечала кого-то рядом с собой.
Остальные актёры никаких проблем с общением во время работы над картиной, не испытывали. Все они были из одного театра и со своим режиссёром, к выходкам которого уже привыкли.

Елена Дриацкая, исполнившая роль Клариче, снималась беременной. Однако ей это не помешало блестяще исполнить свою роль! В этом ей помог талантливейший актёр Виктор Кривонос (Сильвио).

И можно поспорить какая пара больше понравилась зрителям Райкин-Гундарева или Дриацкая-Кривонос 🙂
А какой прелестный у Елены голос! Она же озвучила на площадке песни Гундаревой. Причём ей пришлось исполнять сразу две партии!
Роль Беатриче досталась самой миловидной Бабе-яге Советского Союза. Её сыгралаВалентина Кособуцкая . Эта работа потребовала от актрисы выложиться на всю глубину таланта, ведь её роль была двойной: и мужской, и женской.

Именно поэтому, пробы не прошла Людмила Гурченко. Скрыть её женственность под мужским платьем всё равно бы не получилось.

Воробьеву пришлось сильно пожалеть о своём выборе на роль Труффальдино. Как и Константину Райкину. Конфликты вспыхивали постоянно! Дошло до открытой вражды!

По мнению Константина, режиссёр пытался выбить из него какую-то спесь, которой на самом деле не было, и поэтому постоянно цеплялся к актёру по поводу и без него.
Воробьеву удалось вывести из себя молодого актёра. Они встретились в коридоре. Режиссёр сидел на корточках и велел подать ему руку. Райкин резко схватил Воробьева за руку и дёрнул на себя и вверх.
Режиссёр оценил сильные руки актёра, а Константин сказал, что силу этих рук Воробьев почувствует в полной мере, когда ему разобьют лицо.
Между тем Райкин уже всерьёз начал обдумывать свой уход из картины.

В. Костецкий (Флориндо), В. Воробьёв (режиссёр) и Е. Тиличеев (Капитан)

Но тут Наталья Гундарева, неожиданно, разглядела в нём настоящий талант! И неприязнь сменилась обоюдной симпатией. Наконец-то можно было снимать романтическую линию «без масок».
Да и режиссёр внезапно изменил свою позицию и стал ставить Райкина в пример другим.
В итоге они дружили много лет.

Райкин-Гундарева или Дриацкая-Кривонос? 🙂

Для съёмок фильма актёров учили прыгать, падать, фехтовать и ездить верхом. И все же, в сцене, где Беатриче скачет на лошади по кромке моря, снималась не Кособуцкая, а её дублёр.
Капитан гвардейцев, актёр Евгений Тиличеев, вообще, боялся лошадей, и поэтому появляется верхом на осле!
Художник — постановщик Исаак Каплан мог воссоздать всё , что угодно , он и создал Венецию прямо в павильоне студии «Ленфильм«.
Неудачные сцены пришлось переснимать, а на дворе уже хозяйничала зима ивместо морской пены был снег. Актеры в тонких костюмах очень замёрзли.
Как часто бывает, шедевр не достался создателям легко. За успехом картины скрывается мужество актёров и их долгая, кропотливая работа дубль за дублем.

А вы любите этот фильм? Кто из героев вам больше нравится?