Как на самом деле выглядел Иван Грозный

Первая публикация канала выходит 26 марта — в день рождения художника Александра Литовченко. Он был увлеченным исследователем русской старины, которую и пытался изобразить достоверно даже в мельчайших деталях. Итогом его трудов стал и совсем нехрестоматийный образ Ивана Грозного. Поскольку беседы по истории всегда полезно сопровождать визуальным рядом, сегодня поговорим о том, каким же мы можем показать царя сегодня.

В качестве иллюстраций для бесед об Иване IV Грозном традиционно выбирают хорошо известные репродукции: портрет царя кисти Васнецова или гравюру из царского титулярника.


Иван IV Грозный. Портрет из «Царского титулярника» (1672 г.)

Вариантов портретного изображения царя немало, ни один из них не является прижизненным, поэтому их все можно считать в известной степени художественной, а не исторической интерпретацией образа. Кстати, можно сравнить живописные портреты со реконструкцией внешности Ивана Васильевича, выполненного скульптором Герасимовым по его же собственной методике.


М. Герасимов. Реконструкция внешности Ивана Васильевича IV Грозного

А много ли картин, которые позволяют проиллюстрировать рассказ об Иване Грозном как о политике? Опять же на память приходит только «Иван Грозный и сын его Иван» Репина (картину часто называют «Иван Грозный убивает своего сына»). Но факт, который положен в основу сюжета, сейчас оспаривается, так что историчность сюжета становится сомнительной.

Зато картина Александра Литовченко «Иоанн Грозный показывает свои богатства английскому послу Горсею» (1874 г.) представляет собой исторически достоверную ситуацию. Воспоминания о том, как стареющий, дряхлеющий царь пригласил в свою сокровищницу английского посла, сохранились в записях самого Горсея. Он описывал драгоценности, которые наиболее впечатлили его — алмазы и изумруды, дорогие ткани и ювелирные изделия.


А. Литовченко «Иоанн Грозный показывает свои богатства английскому послу Горсею» (1874 г.) Государственный Русский музей

Художник тщательно изучал исторические детали, копировал росписи стен царских палат. Делал зарисовки музейных экспонатов — например, седла, расшитого драгоценными камнями. Тщательно переданы детали костюмов англичан и русских бояр. Работа над картиной заняла долгих 4 года.


А. Литовченко «Седло, расшитое драгоценными камнями» (ок. 1870 г.)

Образ царя словно заслоняется сиянием роскоши, которой он окружен. Царь стар, немощен и подавлен. Стройная, энергичная фигура английского посланника во всем полная противоположность Ивану Васильевича, в котором, вроде был, уже и не осталось ничего от Грозного.

Это полотно Литовченко может стать хорошим наглядным материалом для беседы о последних годах жизни Ивана IV. Здесь можно порассуждать и о том, к каким способам поддержания репутации приходилось прибегать царю, и об изменениях политической и дипломатической обстановки.

Кстати, за работу над этой картиной Александр Литовченко надеялся получить звание профессора Академии художеств. Но его работу раскритиковали за… неисторичность и неархеологичность. Хотя на самом деле исторические детали были изображены верно. Догадаетесь, почему картину отвергла академическая общественность?..