Как представляли Москву будущего в 1914 году. И что получилось в итоге

В 1914 году московская кондитерская фабрика «Эйнем», снабжавшая шоколадом и конфетами всю Империю, заказала у, к сожалению, оставшегося неизвестным, художника серию открыток «Москва будущего».

Разумеется, это было сделано в рекламных целях, и вся печатная продукция должна была так или иначе продвигать в массы и без того очень популярный шоколад Эйнема. Однако, несмотря на рекламное предназначение, восемь открыток стали своего рода футурологической классикой.

Художник попытался представить, как Москва будет выглядеть в XXII и XXIII веках. Сейчас на дворе XXI век, но мы все равно можем понять, в чем ошибся художник, и в чем оказался прав.

Карточка №1. Центральный вокзал.

Общественное достояние.

На этой открытке мы видим Центральный вокзал Москвы. Художник не придумал это здание — его, действительно, собирались строить в начале XX века, но затем проект утратил актуальность. Автор открыток представил железнодорожное сообщение весьма оригинально — по его мнению, люди будущего будут путешествовать на поездах по воздуху «с быстротою телеграмм» (так сказано на обороте карточки). При этом, автомобили останутся примерно такими же, как в начале XX века.

Карточка №2. Москворецкий мост

Общественное достояние.

Здесь уже художник позволил себе пофантазировать с транспортом, и у него получилось невероятное предсказание. Во-первых, он предсказал гидросамолеты задолго до их появления, во вторых, в левом верхнем углу мы видим классический монорельс, который появился в Москве в начале XXI века. Ну, и конечно, художник предвидел вечные московские пробки. Что же касается архитектуры, то в наше время это место выглядит так:

фото из свободного доступа. architectureguru.ru

Карточка №3. Лубянская площадь

Общественное достояние.

Казалось бы: над этой открыткой можно посмеяться. Конные казаки на Лубянской площади в XXII веке! Однако, при текущих тенденциях в области «воскрешения» казачества, это предсказание вполне себе может сбыться. Во всяком случае, в XXI веке казаками на улицах никого не удивишь.

На открытке изображена и станция метро «Лубянка», и расположена она примерно там, где ее соорудили в 1935 году. Единственное, в чем ошибся художник: в районе Лубянки поезда не выходят наружу из-под земли.

В наше время Лубянская площадь со станцией метро «Лубянка» выглядит так:

Фото из свободного доступа.

Карточка №4. Река Москва

Общественное достояние.

В представлении художника, Москва-река, которая в 1914 году была довольно чахлой, — это мощный водный поток с активным международным судоходством. По реке плывут огромные транспортные и торговые крейсеры, многоэтажные пассажирские лайнеры. На обороте карточки сказано: «В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шара, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом».

Таким образом прозорливый художник предсказал осуществленное во времена СССР превращение Москвы в «порт пяти морей». Конечно, значение реки еще далеко не такое, как на картинке, но значительно выше, чем в 1914 году.

Карточка №5. Петровский парк

Фото: общественное достояние.

В наше время Петровский парк известен как архитектурными объектами царских времен, так и стадионом ВТБ Арена (до реконструкции — стадион «Динамо»). Также Петровский парк является важным объектом исторической памяти — здесь во времена красного террора были публично расстреляны 80 царских чиновников.

Для художника из 1914 года Петровский парк выглядит красивым и веселым местом, в котором царит вечное лето и проходит бесконечный карнавал.

Петровский парк в наши дни. avaho.ru

Картинка №6. Красная площадь

Общественное достояние.

А вот и главная площадь нашей страны. Да, в 1914 году по ней еще ездили извозчики и первые автомобили: полностью пешеходной площадь стала лишь в 1963 году.

Художник-футуролог не смог предсказать пешеходного статуса Красной площади (хотя, может быть, к XXII веку она его утратит?). По площади несутся гоночные машины, трамваи, велосипеды. Над головами москвичей и гостей Белокаменной — монорельсовые поезда.

Картинка №7. Петербургское шоссе

Общественное достояние.

А на этой картинке мы видим Петербургское шоссе, по которому несутся футуристические аэросани. На заднем плане — знаменитый на всю Москву ресторан «Яръ», известный своим цыганским ансамблем и безудержными кутежами. Собственно, художник передал атмосферу всеобщего веселья и праздника.

Обращают на себя внимание винты, которые бешено вращаются перед аэросанями, неся угрозу для всего живого. Хорошо, что это предсказание художника не сбылось.

После революции эта часть Петербургского (Ленинградского) шоссе стала называться Ленинградским проспектом. Ресторан «Яръ» в 1952 году по приказу Сталина был переделан в гостиницу «Советская». В наше время этот участок Москвы выглядит так:

Фото из свободного доступа.

Картинка №8. Театральная площадь

Общественное достояние.

Увы, даже в XXII веке мы не будем застрахованы от пожаров, даже в центре больших и современных городов. За Большим театром что-то дымится, и пожарная команда в довольно старинного вида повозке спешит на вызов. На пожар летит и воздушная техника, несущая тонны воды.

Большой театр, к счастью, остался таким же, как и в царское время, а вот ЦУМ (в 1914 году — Торговый дом Мюр и Мерлиз), разросся до огромных размеров.

В наше время ансамбль Театральной площади с Большим театром и ЦУМом выглядит следующим образом:

oaomkk.ru

Это все открытки, созданные неизвестным художником начала XX века для шоколадной фабрики «Эйнем». Как видим, некоторые предсказания футуролога сбылись, некоторые — нет. Какие-то изменения были бы нам на руку, а каких-то (как, например, аэросаней-мясорубок) совсем не хотелось бы.