Как «съели» японскую фирму SHARP

В СССР было заветной мечтой иметь обSHARPанную квартиру: чтобы музыкальный центр, видеомагнитофон и телевизор были производства фирмы SHARP. Фирма не переставала удивлять покупателей ежегодными новинками. Все новомодные разработки быстро внедрялись, да и в плане дизайна компания всегда была на высоте. Куда же подевалась одна из ведущих японских фирм?

Все началось с открытия мастерской металлоизделий молодым японцем Токудзи Хаякава в 1912 году. Пытливый ум юноши придумывал различные улучшения для выпускаемых изделий. На два изобретения удалось получить патент: механический карандаш с тонким грифелем и быстро отстёгивающийся ремешок для ремня.

Новинки Токудзи Хаякава пользовались большим спросом и вскоре пришлось расширить штат мастерской. Может компания и дальше занималась бы металлоизделиями, если бы не разрушительное землетрясение 1923 года. Заводское здание было полностью разрушено, а у Токудзи погибли жена и двое детей. В этой трагической ситуации он принимает решение осваивать новое направление-изготовление радиоприемников.

Токудзи, с двумя классами образования и навыками слесаря, начинает изучать электротехнику и через два года налаживает производство радиоприемника собственной конструкции. Кроме продаж на родине удается организовать экспорт в Китай. Спрос на радиоприемники начинает резко возрастать и компании приходится открыть два филиала в Китае. Вот так выглядел прародитель будущих музыкальных центров SHARP.

Следующей вехой в истории компании стало решение начать выпуск телевизоров. В 1951 году заключается лицензионное соглашение на выпуск американских телевизоров RCA в Японии. В первой партии было выпущено 15 штук и их никто не хотел покупать-очень дорого. Токудзи вводит бесплатное обслуживание на всю выпускаемую технику и этот шаг увеличивает спрос до 500 штук в месяц. Так же удается снизить цену на телевизор до 175 тыс. иен (средняя зарплата в Японии тогда была 8—10 тыс. иен)

Уже через два года более половины рынка продаж радиоаппаратуры в Японии принадлежал Sharp. В 1960 году началось производство цветных телевизоров, через два года-микроволновок, а в 1964 году первых настольных калькуляторов

Но настоящую революцию в бытовой аудиотехнике совершило изобретение компактной магнитной кассеты. И тут Sharp старается в каждой новой модели добавить свою «изюминку»: съемный беспроводной микрофон в GT-8M

Через 3 года внедряет систему APSS (автоматический поиск композиции на кассете), динамическую систему шумопонижения. Выпускает первую в мире 2-х кассетную стереомагнитолу GF-555.

В моделях появляется ускоренная перезапись, последовательное воспроизведение, полный автореверс.

В 1978 году первым в мире выпускает телевизор с функцией PiP (картинка в картинке), позволявший смотреть две программы одновременно.

Одним из первых выпускает на рынок магнитолу со встроенным телевизором

В начале 80х выпускается очень оригинальная линейка переносных музыкальных комплексов с вертикальным проигрывателем винила

Была разработана оригинальная конструкция двухкассетного лентопротяжного механизма «TWIN» (две кассеты располагаются рядом, на одной оси), первой была выпущена магнитола модель WQ-T281Z

Стационарную Hi-Fi аппаратуру Sharp выпускал под маркой Optonica.

Попытался подсчитать количество моделей, которые выпускали заводы Sharp в 70-80 годах. Сбился со счета на второй сотне моделей!!! Потребности рынка каждой страны тщательно изучались и каждая новая модель выходила во множестве модификаций для разных стран.

Вершиной популярности для фирмы стала модель GF-777 (для внутреннего рынка gf-909, 919). Спрос на этот аппарат был огромен во всем мире.

Цена магнитолы в комиссионках СССР доходила до 3500 руб, то же время за границей GF-777 стоил от 300$ в Гонконге, и до 570$ США. И не забывайте: доллар сегодня и в 80х годах это совершенно разной покупательной способности.

Следом выпустили следующую модель GF-1000

Удачный дизайн сохранили, но электроника была существенно улучшена.

Уже было очевидно, что наступает закат кассетных магнитол, но ведущие японские компании решили напоследок снять жирные сливки с рынка. Sony разработала новый формат магнитно-оптической записи MiniDisc и подговорила Sharp и Aiwa на продвижение этой новинки, чтобы вытеснить с рынка обычные кассеты. Sharp разработала специальную модель Sharp GF-1100 The Super Woofer

Впервые в бытовой переносной аппаратуре были применены динамики с кевларовыми диффузорами-бумажные просто не выдерживали такой мощности. Сделанная изумительно по всем параметрам модель была восторженна встречена специалистами, но совершенно равнодушно рынком сбыта-время ушло безвозвратно. Впервые за два десятилетия вложения в разработку обернулись убытком.

С началом 2000х стратегия Sharp меняется. Основным направлением становятся мобильные телефоны и телевизоры. С каждым годом финансовая отчетность компании ухудшалась. Постепенно сокращался штат и распродавались заводы. В 2015 году Sharp вынужден был продать китайской компании Hisense право на использование товарного знака Sharp в Америке вместе с заводами в Мексике. и в 2016 году совет директоров продал контрольный пакет акций SHARP тайваньской компании Foxconn Technology Group.

Тайванцы закрыли последние два предприятия SHARP в Японии: завод холодильников в префектуре Осака, завод жидкокристаллических экранов в префектуре Тотиги и пустили центральный офис компании под снос.

Так закончилась вековая история легендарной Японской фирмы, лишь торговая марка продолжает жить на китайской продукции.

В интернете не раз мелькали новости о возобновлении производства легендарных магнитол Sharp c современной начинкой.