Как складывалась в разных регионах судьба постаревших рабов?

Рабство существовало в разных странах на протяжении не десятилетий, а целых веков. Труд невольников был не слишком эффективным, зато бесплатным. Рабовладельцы как-то справлялись с тем, что их «подопечные» трудились не так хорошо, как люди, заинтересованные в экономических процессах. Доход всё равно шел.

Но рабы были тоже людьми, хоть их таковыми и не считали. А это значит, что они старели. Раб в возрасте, получивший травму, не мог работать. Это было бесполезное существо. Звучит не очень приятно. Но так это воспринималось. Нужно было что-то решать. Справлялись по-разному.

Древний Рим

Крупнейшая империя. Рабовладельческая. О том, как решали вопрос со старыми рабами там, можно понять из записок Марка Катона Старшего, который жил еще до рождения Христа. Политик писал, что престарелых рабов отправляли на остров Эскулапа. Это небольшой клочок суши на Тибре. Сейчас там стоит часовня.

История со старыми рабами была интересная. С одной стороны, поступали довольно гуманно:

· переселяли;

· даровали свободу.

Но это была наигранная гуманность. Ведь остров был очень маленький. Добывать пищу на нем было чрезвычайно сложно. А свободным его жителям запрещалось возвращаться на большую землю. Выходит, что люди там страдали от голода. Многие очень быстро уходили. Вдобавок, на остров ссылали чумных. Поэтому выживаемость была на низком уровне.

Умный хозяин, видя, что раб скоро не будет пригоден для работ, старался от него поскорее избавиться. Это, кстати, советовал делать Марк Катон. Не всегда получалось.

Просто так выгнать раба на улицу нельзя было. Если тело «вещи» обнаруживалось где-нибудь на улицах города, то по клейму определяли её хозяина. И тому приходилось уплачивать штраф.

Далеко не все рабовладельцы отправляли своих «подопечных» на вышеуказанный остров. Это тоже требовало определенных затрат. А какой смысл расходовать силы, деньги, если можно решить проблему проще. Как именно? Об этом я в подробностях рассказывать не буду. Да и варианты были разные. Всё зависело от изобретательности хозяина. В общем, «концы в воду». Раба никто в жизни разыскивать бы не стал.

США

В штатах долгое время работали на плантациях и прислуживали выходцы из Африки. Их в большом количестве привозили на кораблях. Нужно отметить, что многие американские рабовладельцы были более-менее гуманными. По крайней мере, известно о том, что существовали больницы для рабов, где трудились профессиональные врачи.

Но я все же склоняюсь к тому, что это была не гуманность, а нечто другое. Цель была в каждом конкретном случае простая: поставить раба на ноги, чтобы он мог дальше трудиться. Если становилось понятно, что темнокожий человек больше трудиться не может, то ему, условно говоря, давали свободу. Если точнее, то раба просто отдавали общине. А та либо помогала, либо ничего не делала – как повезет. Обычно рабы поддерживали друг друга.

Мусульманские страны

Это отдельная история. Есть целый ряд особенностей:

1. Рабы, в основном, не были задействованы на работах. Они занимались сферой услуг. То есть, в подавляющем большинстве это была именно обслуга. Поэтому у многих рабов был шанс прожить неплохую жизнь, если отношения с хозяином были хорошие. Был один, как сейчас говорят, лайфхак: правители в той же Османской империи рекомендовали даровать свободу рабам, которые приняли ислам. Может быть, такой вариант не для всех подходил. Но, в принципе, можно было попытаться стать свободным, уверовав в Аллаха.

2. В мусульманских странах женщины-рабыни преобладали над мужчинами. Дамы делились на несколько категорий: те, что числились в гареме, те, которые прислуживали. У мусульманок был высокий шанс остаться на полном обеспечении своего хозяина до конца дней. А остальных, когда они становились старыми и теряли красоту, просто выгоняли на улицу.

Так что, судьбы складывались очень по-разному.

Что касается мужчин, то ничего особенного мусульмане с ними не делали. Трудиться где-нибудь в саду или подавать кофе можно и в 90 лет.

Можно вспомнить и про Россию. Здесь крепостные жили семьями. Были сильны традиции. Детей вынянчивали, стариков докармливали. У нас было «всё в порядке». Взяла в кавычки, потому что, с одной стороны, действительно, со стариками ничего не делали, ни на какие острова их не отправляли. С другой стороны, это тоже было рабство. И ни что другое. И оно у нас было отменено относительно недавно.