Как сражался на фронте режиссёр Леонид Гайдай, закидавший гитлеровцев гранатами под Псковом?

Все из нас знают талантливого советского режиссёра Леонида Иовича Гайдая (1923-1993), создавшего прекрасные кинокартины «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница …» и многие другие фильмы, которые зрители смотрят с любовью и интересом до сих пор.

При этом несмотря на популярность, режиссёр не любил давать интервью и говорить о своей работе, жизни. И практически ничего не рассказывал о войне, на которой он оказался в свои юные 19 лет.

«Те, кто там не был, все равно не поймут…»

Леонид Иович Гайдай, спустя несколько месяцев войны и просьб отправиться на фронт, оказался в Красной Армии в феврале 1942 года и служил на территории современного Забайкальского края. Вдали от родного дома будущему режиссёру и его сослуживцам было приказано обучить диких лошадей, привезённых из Монголии:

«Задача наша была такая: из диких лошадок сделать более или менее послушных. Ловили их арканом <…>, приучали к недоуздку, потом к узде, затем к седлу, объезжали. Бывало, мы садились на этих монгольских лошадок, ноги наши на земле, а лошадки из-под нас выходят. Они ведь низкорослые…»
(Из воспоминаний Л.Гайдая)

Я думаю, что Вы сразу вспомнили знаменитые эпизоды с осликом в фильме «Кавказская пленница…». Отчасти сюжет пришёл именно с тех армейских времён.


Источник: https://cs10.pikabu.ru/post_img/2020/08/29/5/og_og_159868432424804587.jpg

А вскоре Леонид Гайдай направлен на Калининский фронт, чтобы сражаться с гитлеровцами в составе 1263-го стрелкового полка 381-й стрелковой дивизии — того самого соединения, которое месяц сражалось в окружении возле города Ржев зимой 1941 года.

За время участия в Великой Отечественной войне сержант Гайдай был награждён медалью «За боевые заслуги» (прим. — в наградном листе отчество изменено на «Иванович», а вместо звания — «красноармеец пешей разведки». Остальная информация совпадает).


Источник: https://uralmagnit.ru/images/2020/12/15/bitva-za-moskvu.jpg

14 декабря 1942 года полк, в котором служил Гайдай, сражался за село Енкино (Псковская область), которое занимали гитлеровцы.

«1263 сп обороняет участок: Сухорицкие х-ра, Нурово, Самсонки, Зайцево, свх. Бурехино. В 10.00 двумя ротами с 7 танками контратаковал противника, уничтожив полностью гарнизон в д. Енкино. В 13.45 занял деревню и закрепился <…>.


Источник: https://cdnc.pamyat-naroda.ru/pamyat/Передача_004_1_КП047А-1С24_ЖБД/1702-0000001-0015/00000028.jpg
Трофеи (прим. автора — не только за Енкино): подбито 2 танка, 2 бронеавтомашины, взята радиостанция, 1 пушка 37-мм, 4 ст. пулемета, 50 винтовок. Захвачено 5 пленных…»
(Из журнала боевых действий 381-й стрелковой дивизии)

В это же самое время сержант Гайдай, согласно наградному документу, закидал гранатами вражескую огневую точку, уничтожил трех солдат противника и вместе со своими сослуживцами захватил пленного.



Источник: https://cdnc.pamyat-naroda.ru/podvig/VS/135/033-0686044-0930+004-0929/00000422.jpg

Мина

На фронте Леонид Иович находился до марта 1943 года. Во время разведки, возвращаясь со своей группой, захватившей «языка», Гайдай получил тяжёлое ранение осколком противопехотной мины:

«…Он рассказывал: «Иду, тяжело невозможно! Только я переложил языка на другого (их там пять человек было), иду последний. Все уже прошли, а я иду, еле ноги волочу. И смотрю: проволочка какая-то. Я эту проволочку – раз!» Мина… <…>»
(Из интервью Н.Гребешковой, супруги режиссёра, журналу «Собеседник»)

После этого — полгода в военном госпитале города Иванова, признание негодным к службе и возвращение домой с ранением, которое потом мучило режиссёра всю его жизнь.

В 1947 году Леонид Гайдай окончил театральную студию Иркутского драматического театра, затем поступил на режиссёрский факультет ВГИКа (прим. — стоит сказать, что до армии Леонид Иович работал в Иркутском театре в должности рабочего сцены), а с 1955 года стал режиссёром «Мосфильма», где раскрылся как создатель фильмов, ставших классикой советского кинематографа.

«…Лёня не любил много рассказывать о войне, говорил, что те, кто там не был, все равно не поймут, что на фронте пережили люди <…>. Зато после фронта в нем появилась уверенность, что после таких жертв нужно дать людям радость. Что он и делал всю жизнь…»
(Из интервью Н.Гребешковой, супруги режиссёра, журналу «Собеседник»)