Как в 80-е годы в СССР снимали первый советский блокбастер и «наш ответ Голливуду»

В конце 70-х годов СССР вовсю готовился к одному из важнейших событий в своей истории — Олимпийским играм 1980 года в Москве. Игры должны были продемонстрировать всему миру преимущества советской системы, показать, что наш образ жизни ничем не хуже, а, может быть, и лучше, чем на Западе.

На Олимпиаду средств не жалели. Москва была приведена в образцовый порядок, в столичных магазинах, в отличие от страдавшей от дефицита провинции, можно было приобрести практически любые продукты питания, одежду, бытовую технику, сувениры и т.д. На улицах Белокаменной были установлены усовершенствованные аппараты с газированной водой, начали ходить самые современные на тот момент автобусы и трамваи.

Титанические усилия предпринимались на всех направлениях, в том числе, в сфере кино. Как это у нас принято, чиновники от кинематографа задумали дать «наш ответ Голливуду», то есть, снять в СССР первый отечественный блокбастер. Масштаб фильма потрясал воображение неизбалованного высокобюджетными лентами советского зрителя: солидный бюджет, съемки по всему СССР и даже за границей, но, главное, участие международных «звезд» во главе с неподражаемым Аленом Делоном.

И сюжет для съемок отечественного блокбастера был выбран беспроигрышный — основанный на реальной истории сценарий о разоблаченном советской разведкой покушении на лидеров «Большой тройки» — Сталина, Черчилля и Рузвельта. Покушение должно было состояться в 1943 году во время Тегеранской конференции, посвященной открытию Второго фронта в Европе.

Будущий фильм получил сразу двух режиссеров — опытнейших Александра Алова и Владимира Наумова. В актерскую команду вошли советские актеры Игорь Костолевский, Наталья Белохвостикова, Армен Джигарханян, а также европейские и мировые «звезды» — Клод Жад, Курд Юргенс и Ален Делон.

Название фильма Алов и Наумов придумали быстро: «Тегеран-43». Коротко, броско, современно (вспомнить хотя бы выстреливший в 70-х голливудский «Козерог-1»).

Сюжет фильма

События «Тегерана-43» разворачиваются в двух временных плоскостях — в 1943-ем году и в конце 70-х. Красной линией сквозь фильм проходит история любви советского разведчика Андрея Бородина и француженки русского происхождения Мари Луни, прибывшей в Тегеран в качестве переводчика с фарси. Бородина сыграл любимец советских женщин Игорь Костолевский, Мари Луни — Наталия Белохвостикова.

1943 год. СССР, США и Великобритания вовсю ведут подготовку к Тегеранской конференции. Агент гитлеровских спецслужб Шернер (Альберт Филозов) получает задание — ликвидировать руководителей «Большой тройки».

Шернер быстро находит непосредственного исполнителя — наемного убийцу Макса Ришара (Армен Джигарханян). Однако, необходим повод для въезда в Иран.

Повод вскоре появляется: в Швейцарии внезапно умирает богатый иранец, и его тело нужно сопроводить на родину. Сопровождать тело будет адвокат умершего, месье Жерар Симон (Глеб Стриженов), переводчица Мари Луни, а также гробовщик, под видом которого в группу сопровождающих и был внедрен убийца Макс Ришар.

В аэропорту Женевы с Мари знакомится обаятельный француз Андрэ, который также следует в Тегеран. Между молодыми людьми, что называется, пробегает искра.


Наталия Белохвостикова и Игорь Костолевский в фильме «Тегеран-43». Кадр из фильма.

Группа прибывает в Тегеран, богатого иранца хоронят со всеми подобающими почестями. Сразу после похорон адвокат Симон делится со своим товарищем подозрениями, что смерть его клиента была отнюдь не случайна. Буквально на следующий день Симона убивают. Одной из жертв должен был стать и француз Андрэ, но его спасает Мари.

Андрэ признается девушке, что он является советским разведчиком Андреем Бородиным, а в Тегеран он прибыл для предотвращения убийства Сталина, Рузвельта и Черчилля. Мари сразу же соглашается помочь Андрею. Советским разведчикам приходится предпринять огромные усилия для блокирования сложнейшей террористической операции. Тем не менее, они справляются, но не в полной мере: организатор Шернер и наемный убийца Ришар остаются на свободе…

1970-е годы. На один из европейских аукционов попадает уникальная кинопленка — видеозапись тегеранских событий 30-летней давности. Оказалось, кинопленку сохранил Макс Ришар, ныне испытывающий финансовые трудности, и решивший таким образом пополнить свой карман. Также Ришар написал откровенные мемуары о своем участии в покушении на «Большую тройку».


Армен Джигарханян и Клод Жад в фильме «Тегеран-43».

Для Шернера и его сообщников обнародование пленки и публикация мемуаров Ришара совершенно неприемлемы. На бывшего наемного убийцу, а также на переводчицу Мари Луни открывается зловещая охота.

Между тем, в СССР также заинтересовались кинопленкой Ришара. На аукцион делегируют Андрея Бородина. Постаревший мужчина надеется увидеть в Европе Мари.

Помогать Бородину в поисках Мари согласился французский инспектор Жорж Фош (Ален Делон). Сначала мужчины находят дочь переводчицы (и, как выясняется, дочь Андрея), а затем и ее саму. Однако, спустя несколько минут после встречи с Андреем, приспешники Шернера убивают Мари.

Террористам также удалось сорвать аукцион по продаже кинопленки, и похитить все материалы.

В конце фильма Шернеру все же удается выследить Макса Ришара: бывший наёмный убийца сражен рукой своего нанимателя. Андрей Бородин забирает дочь и вместе с ней возвращается в Москву…

Международным «звездам» в фильме «Тегеран-43» досталось не так уж много времени. Оно и неудивительно: работа иностранных актеров оплачивалась в валюте, а с валютой у советских чиновников от кинематографа, по понятным причинам, были серьезные проблемы. Персонажа Делона вполне можно было заменить каким-то советским актером, однако, французскую «звезду» приглашали не для того, чтобы он «вытягивал фильм», а для возможности разместить на плакате известное всему миру лицо.


Постер «Тегерана-43» для международного кинопроката.

И чиновники не ошиблись. Вот как позднее вспоминал о шумихе вокруг «Тегерана-43» режиссер Владимир Наумов:

«Конечно, присутствие Делона в картине очень помогло её успеху. 100 миллионов билетов было продано у нас в России, это колоссальное количество, это был рекорд в том году. Картина получила главный приз на Московском международном фестивале и ещё много призов самых разных. Очень хорошо прошла во Франции и была продана во многие страны мира».

Таким образом, создателям «Тегерана-43» удалось выполнить поставленную перед ними задачу: международного успеха картина добилась. Советский блокбастер вполне себе состоялся, а в наше время «Тегеран-43» считается классикой остросюжетного шпионского кино.