Как жили звёзды в золотой век Голливуда: суровые правила для актёров

Кэри Грант и Кэтрин Хепберн, Кларк Гейбл и Бетти Дэйвис, Элизабет Тейлор и Марлон Брандо, Грегори Пек и Вивьен Ли…

Что объединяет всех этих звёзд кино? Конечно, ответ очевиден — все они — часть Золотого века Голливуда. Старый Голливуд- это синоним блеска, гламура и изысканности. И во многом это благодаря его прекрасным звёздам.

Но не каждый знает, что для того, чтобы стать успешным, актёру или актрисе, приходилось мириться со многими правилами и ограничениями, установленными кинокомпаниями.

Золотым веком Голливуда считается время между 1920-ми и 1960-ми годами. Все эти четыре десятка лет Голливудом управляла студийная система. Проще говоря, большая пятёрка студий контролировала всю киноиндустрию.

Эти компании создали таких звёзд, как Мэрилин Монро, Джуди Гарлэнд, Элизабет Тейлор и множество других. Но не всё так радужно. Эти же компании заставляли актрис и актёров подписывать строжайшие контракты, которые позволяли им контролировать не только работу звёзд, но и их личную жизнь.


Одри Хепберн подписывает контракт

Вивьен Ли подписывает контракт

Для начала актёры подписывали долгосрочные контракты. Это сегодня артисты могут работать над одним фильмом в одной студии, а затем перейти в другую и сняться в новой ленте. В то же время киностудии часто сами искали талантливый людей и подписывали с ними контракты. Длительность контакта варьировалась от четырёх до семи лет.


Д. Гриффит, М. Пикфорд, Чарли Чаплин и Дуглас Фэйрбэнкс подписывают контракты. Фото Getty Images.

Подписав контракт с одной студией, актёры не имели права работать с другими кинокомпаниями. Студии сами одобряли проекты актёров и предоставляли им роли в фильмах. Иногда это условие помогало сделать карьеру, но часто её и ломало.

Потому что частенько это были однотипные роли, которые когда-то понравились зрителю и студии пытались «выжать» из этого как можно больше. Так было с Мэрилин Монро, которая однажды сыграла глупую блондинку в мюзикле и стала заложницей этого амплуа.


Мэрилин Монро в фильме «Нет такого бизнеса, как шоу-бизнес»

Несмотря на такой строгий запрет, при желании киностудия могла одолжить своего актёра другим студиям. Например, Элизабет Тейлор работала на компанию MGM, и известно, что она несколько раз скажем так, «брала кредит времени», чтобы поработать над более сложными фильмами, включая такие картины, как «Гигант», «Место под солнцем» и «Внезапно, прошлым летом».


Элизабет Тейлор в фильме «Гигант»

Кстати, ещё немного о запрете съёмок для других киностудий. Не буду ходить далеко и возьму упомянутый выше фильм «Место под солнцем» с Элизабет Тейлор.

Режиссёр картины считал, что на роль Элис Трипп (одна из главных в фильме) лучше всего подойдёт актриса Глория Грэм. Он лично позвонил актрисе с предложением сняться. Но владелец компании RKO Говард Хьюз отказался её отпустить. А вообще изначально на эту роль планировалось взять Одри Тоттер, но у неё был контракт со студией MGM, и её тоже не отпустили.


Элизабет Тейлор и Монтгомери Клифт в фильме «Место под солнцем»

Актёры не могли отказаться от ролей. Точка. Во времена студийной системы отказ от роли считался вопиющим проступком. Как правило, актёры всеми силами старались этого избежать, но если такое происходило, то вело к серьезным последствиям. Бетти Дэйвис была отстранена от работы в киностудии Уорнер Бразерс за отказ от ролей.


Бетти Дэйвис

Похожая история случилась и с Мэрилин Монро, которая считалась одной ярчайших звёзд киностудии «Двадцатый век Фокс». По контракту, который она подписала в начале карьеры и который не менялся долгие годы, ей не разрешали выбирать проекты и коллег, с которыми она хотела бы работать.

Мэрилин отчаянно пыталась стать настоящей актрисой, избавиться от амплуа недалёкой блондинки, и сниматься не только в комедиях и мюзиклах. Но всё её попытки пресекались на корню исполнительным директором студии Дэррилом Зануком.


Мэрилин Монро

По какой-то причине Занук испытывал личную антипатию к актрисе и считал, что она принесёт студии гораздо больше денег, если будет сниматься в лёгких комедиях. В итоге, когда Мэрилин отказалась от съёмок в очередном мюзикле, студия заморозила её контракт.


Джон Гилберт

Студии могли легко уничтожить карьеру актёров. Когда Луис Майер, соучредитель MGM, решил разорвать контракт с актёром Джоном Гилбертом, он пустил слухи о звезде и намеренно ставил его в плохие фильмы. В результате карьера Гилберта пошла прахом.


Все эти актёры изменили своё имя

По требованию киностудии актёры были обязаны изменить имя. Многие из старых голливудских звезд, которых мы знаем и любим — Кэри Грант, Кирк Дуглас, Мэрилин Монро, Рита Хейворт, Джуди Гарлэнд, список можно долго-долго продолжать — используют сценические имена, выбранные студиями. MGM даже провела конкурс, чтобы выбрать имя для своей новой звезды Люсиль Ле Суэр. Как её звали всю оставшуюся жизнь? Джоан Кроуфорд! Говорят, она ненавидела это имя.


Норма Джин Бейкер, ставшая Мэрилин Монро

Женщинам часто приходилось менять не только имя, но и внешность, чтобы соответствовать требованиям студии. Помимо простого окрашивания волос (а некоторым юным звёздочкам приходилось делать и пластические операции), студии пошли на многое, чтобы сделать своих новых старлеток востребованными. Актрисы должны были подчиняться любому решению студии.


Маргарита Кармен Кансино, ставшая Ритой Хейворт

Например, чтобы стать блистательной Ритой Хейворт обычной миловидной девушке Маргарите Кармен Кансино прошлось пройти несколько превращений, начиная от имени и заканчивая полным преображением, которое стёрло все следы её этнической принадлежности. Студия посадила её на диету и заставила сделать пластические операции, включая болезненные процедуры по изменению линии роста волос.


Мэрилин Монро берёт уроки актёрского мастерства у Наташи Литесс

Актёры были обязаны брать уроки актерского мастерства. Иногда студии видели потенциал в актёре или актрисе ещё до того, как они могли показать свои актёрские способности. Так что для подающих надежды звёзд, которые уже подписали контракты с крупными студиями, было обычным делом посещать курсы актёрского мастерства.


Лорен Бэколл

Помимо актёрского мастерства, актёры и актрисы брали уроки вокала. Подписав контракт со студией Уорнер Бразерс, Лорен Бэколл прошла целую серию уроков вокала. Именно благодаря этим занятиям у актрисы появился красивый низкий голос. Этот голос её прославил и отличал от других актрис.


На съёмочной площадке фильма «Безумцы Гитлера»

Cначала актёров брали на второстепенные роли. Перед тем как ваять из актёра (или актрисы) новую звезду Голливуда, студии тестировали их в небольших второстепенных ролях, чтобы посмотреть, как они справляются. Именно так Шэрон Тейт оказалась в сериале «Деревенщина из Беверли-Хиллз», а Ава Гарднер в фильме «Безумцы Гитлера».


Известная «девушка-соседка» Дорис Дэй и «секс-бомба» Джейн Мэнсфилд

Образ каждой актрисы тщательно подбирался, и она была обязана его поддерживать. В основном это были типажи вроде «миленькая девушка-соседка» или «секс-бомба». Студии шли на многое, чтобы актрисы понравились зрителям, порой даже придумывая фальшивые предыстории своим звёздочкам.


Грейс Келли

Внешность была ВСЕМ. Студии требовали, чтобы их актрисы всегда были готовы к фотосъёмке. Так же, звёзды были обязаны поддерживать вес. Всё это было включено в контракты.


Кэтрин Хепберн

Женщины не должны были носить брюки. Кэтрин Хепберн проявила характер и воспротивилась этой рекомендации. А когда кто-то из костюмеров киностудии заставил её снять брюки, она ходила по съемочной площадке в нижнем белье, отказываясь одеваться.


Кэри Грант

Мужчины должны были вести себя как джентльмены. Актёрам тоже предписывалось соблюдать правила студии. Ожидалось, что они всегда будут символом галантности. Распутное поведение, разводы, любые проблемы с законом могли серьезно повлиять на их карьеру.


Мэрилин Монро объявляет о разводе с Джо Ди Маджо

Актёрам приходилось идти на поводу у прессы. Помимо множества других обязанностей кинозвёзды старого Голливуда должны были «обслуживать» прессу. Часто устраивались постановочные фотосессии, на которых кинозвезды должны были выглядеть безупречно и излучать «блеск и гламур».


Джуди Гарлэнд и Микки Руни

Студии часто планировали личную жизнь актёров. Фиктивные свидания звёзд были отличным способом привлечь внимание зрителей к новым фильмам. По требованию студии MGM для продвижения картины «Дети в доспехах», Микки Руни и Джуди Гарлэнд притворялись влюблённой парой, хотя в реальной жизни Руни был известным плейбоем.


Рок Хадсон и Филлис Гейтс

А порой студии шли ещё дальше и организовывали браки. Особенно это касалось актёров нетрадиционной ориентации. Тот же Рок Хадсон был вынужден жениться на секретарше своего агента Филлис Гейтс. Спойлер: все закончилось плохо.


Джин Харлоу и Уильям Пауэлл

Но иногда студии запрещали брачные союзы. Когда Джин Харлоу хотела выйти замуж за Уильяма Пауэлла, студия MGM отказала ей, заявив, что это понизит её привлекательность в глазах зрителей. В качестве аргумента, ей привели пункт о морали из подписанного ею контракта.


Ава Гарднер

Так же в контрактах часто были пункты, запрещавшие иметь детей. Актрисы знали, что беременность противоречит правилам большинства студий, и в результате некоторые женщины (например, Ава арднер ) делали аборты, чтобы избежать наказания. «У MGM были всевозможные штрафные санкции если вдруг их звезды рожали детей», — писала Гарднер в своей автобиографии «Ава: Моя история».


Лоретта Янг

Но были и некоторые лазейки. Джоан Кроуфорд удочерила девочку, и это позволило ей не отрываться от съёмок. А Лоретта Янг держала свою беременность и роды в секрете от общественности, а позже удочерила свою биологическую дочь Джуди Льюис (отцом которой был Кларк Гейбл).


Элизабет Тейлор и Конрад Хилтон

Продвижение фильмов было главной задачей. Звёзды делали всё возможное, чтобы зрители обратили внимание на их фильмы. Например, свадьба Элизабет Тейлор с Конрадом Хилтоном была громко разрекламированным событием. И его очень удобно приурочили к выходу нового фильма Тейлор «Отец невесты». Более того, студия оплатила роскошное торжество.


Джуди Гарлэнд и Дэвид Роуз

Студии могли отказать актёрам в отпуске. В 1941 году Джуди Гарлэнд вышла замуж за композитора Дэвида Роуза без одобрения своей студии MGM. Знаете что они сделали? Просто заставили её вернуться на работу на следующий день после свадьбы. Никакого медового месяца.


Марлен Дитрих

Актрисам запрещалось полнеть, они были обязаны поддерживать стройную фигуру. Марлен Дитрих была одной из первых кинозвезд, которой велели похудеть. Джуди Гарлэнд была ещё ребёнком, когда стала звездой. Но это не помешало студии поощрять её курить, чтобы обуздать аппетит растущего ребёнка.


Марлен Дитрих

Если знаменитости набирали хоть немного лишнего веса, студии заставляли их сидеть на строгих диетах. В рацион диеты, которой придерживалась Марлен Дитрих, входил только бульон, творог и кусочек тоста.


Рита Хейворт, Мэрилин Монро, Джун Найт

Занятия фитнесом всячески поощрялись. Актрисы часто тренировались, чтобы поддерживать себя в форме. Хотя в то время было не принято говорить об этом. Кэтрин Хепберн любила теннис и плавание, в то время как Мэрилин Монро была одной из первых актрис, которая регулярно занималась со свободными весами.


Джуди Гарлэнд в фильме «Волшебник страны Оз»

Дети-актёры работали не меньше взрослых. Минимальные законы о детском труде и строгие контракты позволяли студиям «продвигать» звёзд-детей с головокружительной скоростью. Но и работали эти дети не меньше, чем их взрослые коллеги. Джуди Гарлэнд работала шесть дней в неделю, иногда по 18 часов.

Чтобы она чувствовала себя в форме и худела, её пичкали «бодрящими таблетками». А когда она по ночам не могла уснуть, ей давали снотворное. «А через четыре часа нас будили и снова давали «бодрящие таблетки, чтобы мы проснулись и работали дальше», — рассказывала Гарлэнд. Таблетки она использовала на протяжении всех съёмок фильма «Волшебник страны Оз».


Джуди Гарлэнд в фильме «Встреть меня в Сент-Луисе»

За больничные строго наказывали. После того, как сама студия MGM подсадила Джуди Гарлэнд на «бодрящие таблетки», ей пришлось бороться с зависимостью. Она взяла больничный на 16 дней во время работы над «Встреть меня в Сент-Луисе». Все задержки съёмок из-за её отсутствия были выплачены из её зарплаты, которая в какой-то момент достигла 100 000 долларов.


Ширли Темпл

Даже дети знали, что нельзя тратить время студии впустую. Ширли Темпл с юных лет усвоила, что ни в коем случае нельзя быть непрофессиональной на съёмочной площадке. «Время — деньги. Потраченное впустую время означает потраченные впустую деньги. А потраченные впустую деньги означают проблемы», — написала она в своей книге «Ребёнок-звезда».


Джуди Гарлэнд

Актерам приходилось пользоваться услугами ассистентов студии. Студии часто назначали своим актёрам специальных помощников, которые «заботились» о звездах. Но по сути они действовали как шпионы. Джуди Гарлэнд была раздавлена, когда узнала, что её же няня предавала её.


Клара Боу

Запятнать репутацию было непростительно. Поскольку студии стремились представить своих актеров и актрис в наилучшем свете, слухи или скандалы могли поставить карьеру под угрозу. Актриса Клара Боу была одной из самых известных женщин в 1920-х годах. Но потом пошли слухи и её «распущенности» и компания Парамаунт разорвала с ней контракт.


Кэри Грант и Ингрид Бергман

И актёры, и студии должны были придерживаться производственного кодекса. С 1934 года существовал строгий кодекс Хейса, который подвергал фильмы цензуре. Актёры и студии должны были соблюдать установленные требования, которые запрещали ругательства, $ек$ и многое другое.


Хамфри Богарт и Ингрид Бергман в фильме «Касабланка»

Поцелуи на экране были строго регламентированы. Некоторые из правил, выдвинутых цензурой, касались поцелуев на экране. Они не должны были выглядеть слишком «похотливыми», а это означало, что они не могли длиться дольше трех секунд.


Кларк Гейбл и Джин Харлоу в фильме «Красная пыль»

Никакого комфорта для влюблённой парочки! Правило «одной ногой на полу» было введено, чтобы актеры не выглядели «слишком горизонтально».