Киммерийцы — загадочные стражи царства мертвых

Согласно «Одиссее» Гомера именно киммерийцы живут в преддверии царства Аида и охраняют вход в эту обитель мертвых. Им вообще повезло с литературой, от «Одиссеи» и Библии до современных фэнтези. Самый известный на сегодня «киммериец» это знаменитый Конан-варвар. Однако киммерийцы реально существовали, но что за народ и откуда взялся до сих пор толком ничего не понятно.

Киммерийцы. Роспись на древнегреческой вазе. Ватиканский музей.

В 8 веке до н. э. в зону древних цивилизаций Ближнего Востока вторгся ранее неизвестный народ, могучий и воинственный народ. Были разрушены древние царства, взяты и сожжены процветающие города. Греки называли их «киммерийцами», ассирийцы, вавилоняне и урарты — «гимирр» или «гамирр», в Библии — гомер.

В общем шуму они наделали много, но просуществовали крайне недолго по историческим меркам. Уже к 6 веку до. н. э. они исчезают, полностью. Однако оставляют за собой многочисленные упоминания и рассказы в греческих, ассирийских и других источниках. О них есть даже в Библии.

А заодно оставили и кучу проблем историкам. «Киммерийская проблема» считается одной из самых сложных задач современной историографии и до сих пор не имеет удовлетворяющего всех (или хотя бы большинство) решения.

Какие только гипотезы не выдвигались. Киммерийцы оказывались то фракийцами, то иранцами, а то и вообще не самостоятельным народом, а просто передовым отрядом скифов. Тем более, что у греков они и вообще часто выставляются мифологическим народом, который тесно связан с миром мертвых, в частности у Гомера в «Одиссее».

Царство Аида. Художник Йохфра Боссхарт.

То есть можно сказать, что довольно долго господствовала теория о единстве киммерийцев и скифов, но оказалось, что это не совсем так.

Письменные свидетельства

Все письменные источники о киммерийцах можно разделить на две части — ассиро-вавилонские и древнегреческие. Однако различие это не только языковое и национальное, но еще и хронологическое. Дело в том, что греческие источники более поздние. Греки когда они появились в Малой Азии уже не застали этот народ и писали о прошлом, а вот ассирийцы говорят о своих реальных современниках и врагах, с которыми они встречались и воевали.

К тому же греки делали упор на историю и происхождение, а восточные источники на конкретные события. Вместе это дало неплохой результат. Греки, с подачи Геродота, пришли к выводу, что киммерийцы пришли из Северного Причерноморья и Крыма, а ближневосточные источники говорят примерно о том же.

Точнее ассирийцев мало интересовала родина киммерийцев. Просто вывод о их северном происхождении и продвижении через Кавказ напрашивается из сведений о первых столкновениях с ними. А первыми с ними схлестнулись урарты в Закавказье.

То есть можно считать, что киммерийцы пришли из причерноморских степей. Однако как же тогда скифы, которые тоже из Причерноморья и тоже вторгались на Ближний Восток. Может это один народ?

Однако нет. Все древние письменные источники сходятся, что это два разных племени, причем враждебных друг другу. По грекам скифы вообще пошли на юг в погоне за киммерийцами, которые от них бежали.

Ассиро-вавилонские источники тоже называют их по разному (Гимирр и Ишкуза), располагают в разных регионах и говорят о столкновениях между ними. Единственное, что роднит эти два народа это их хозяйство. И те и другие были «варвары-кочевники».

То есть киммерийцы все-таки самостоятельный народ родом с севера и жили они там по видимому до прихода скифов, которые их оттуда и прогнали. Интересно, что часто используемая в вопросах происхождения народов лингвистика, здесь не работает. От языка киммерийцев сохранились всего три имени царей и делать какие либо выводы просто невозможно. Так что на каком языке они говорили абсолютно не известно, хотя гипотез очень много.

Но наверное что-то можно отследить археологически и генетически.

Генетика и археология

Ну генетические исследования никакого конкретного результата не принесли, что ,впрочем, достаточно обычно в вопросах этногенеза, хотя в данном случае и материала конечно было мало. Единственный вывод был, что киммерийцы это народ смешанного происхождения. Так ведь большинство этносов смешанного происхождения. Больше материала дали археологические исследования.

Материалы из киммерийского слоя памятника Норшун-тепе. Восточная Турция.

Первоначально, основываясь на сведениях Геродота о том, что киммерийцы были в степях до скифов, было сделано предположение, что к ним относятся доскифские культуры — новочеркасская и черногоровская. Они даже были объединены в единое понятие «киммерийская культура». Однако все оказалось не так просто.

Исследования в регионах Передней Азии где , согласно древним источникам, локализовались киммерийцы и скифы никаких материальных отличий не показали. И там и там «раннескифская культура» и никаких следов влияния черногоровского и новочеркаского типов.

То есть никаких различий в материальной культуре киммерийцев и скифов нет. Однако все письменные источники все же утверждают, что это разные народы, причем скажем так, «незаинтересованные источники», например Библия. А сходство материальной культуры вполне объяснимо сходным типом хозяйствования — кочевое скотоводство.

В общем сейчас все больше распространяется гипотеза, что скифы и киммерийцы пришли в Северное Причерноморье с востока вместе и уже там что-то не поделили и киммерийцам пришлось бежать дальше на юг.

Вот такие вот киммерийцы. Загадочный народ, который ворвался в зону древних цивилизаций, разрушил и сжег множество городов и стран, вошел в греческие мифы и Библию и бесследно исчез.

Кстати, именно киммерийцы, а не скифы познакомили народы Ближнего Востока и Малой Азии со всадничеством и сложными луками.