Лариса Гузеева: 5 фактов о знаменитой роли в «Жестоком романсе»

Практически каждая статья о популярной актрисе и телеведущей Ларисе Гузеевой начинается с утверждения – роль Ларисы Огудаловой в «Жестоком романсе» стала фатальной в ее карьере. Якобы она стала заложницей этого образа и не поднялась выше уже достигнутого уровня.

Так это или нет – сложно судить. Сама Гузеева, действительно, редко говорит о работе в картине Эльдара Рязанова. Тем не менее фильм стал визитной карточкой исполнительницы – и это первый факт, который трудно оспорить.

Визитная карточка

Кадр из кинофильма «Жестокий романс», 1984 г.,режиссер Эльдар Рязанов, сценарист Эльдар Рязанов, композитор Андрей Петров (скриншот)

Драма режиссера Эльдара Рязанова «Жестокий романс» (1984) была признана «Лучшим фильмом года» по версии журнала «Советский экран», а в 1985-м получила главный приз Международного кинофестиваля в Дели – «Золотой павлин». Роль в фильме такого уровня – успех для любого артиста. А для начала карьеры – просто мечта!

Режиссер обратился к пьесе Островского «Бесприданница», заполняя паузу после окончания работы над картиной «Вокзал для двоих». «Не то чтобы я не любил этой пьесы… Она, как принято говорить, не находилась в русле моих режиссерских интересов» – вспоминал Эльдар Александрович. Но прочитав пьесу, отдыхая на даче, он загорелся идеей нового фильма. Сразу решил – Паратова и Карандышева должны сыграть Никита Михалков и Андрей Мягков. Если не согласятся, то съемок не будет. Режиссер подобрал поистине звездный состав. Ведь даже в эпизодах были задействованы популярные актеры: Бронислав Брондуков, Юрий Саранцев, Ольга Волкова. А на главную женскую роль Рязанов решился пригласить дебютантку – Ларису Гузееву. Появление начинающей актрисы в фильме должно было стать для нее триумфальным. Опытный Никита Михалков советовал: «Не снимайся нигде, пока не выйдет фильм! Не давай возможности узнать тебя другой, прежде чем тебя не узнают такой». Позже актер сетовал, что Гузеева не вняла его словам и появилась в двух проходных картинах, вышедших почти одновременно с «Жестоким романсом». «Это, на мой взгляд, несколько смазало успех, который пришел к ней после выхода фильма Рязанова» – предполагает Никита Сергеевич.

Одна из 500

Лариса Гузеева. Фото, источник: fishki.net

Дебютантка Лариса Гузеева была студенткой последнего курса ЛГИТМиКа. Опыта съемок у нее, можно сказать, не было. До этого она появилась в фильме «Место встречи изменить нельзя». Но там был маленький эпизод в ресторане. Заметить Ларису можно только, если знаешь – где-то здесь она есть.

Но роль Ларисы Огудаловой претендовало 500 актрис, среди которых Рязанов отобрал именно Гузееву. «У Ларисы привлекательное лицо, огромные глаза, стройная фигура, и в ней существует какая-то экзотичность. Но не во всем я был уверен, когда утверждал ее на роль» – объяснял свой выбор режиссер.

Сама исполнительница в одном интервью о своем дебютном везении сказала так: «Удача – это если бы я работала официанткой в кафе, и туда бы случайно зашел Рязанов покушать. Он бы меня увидел и, сраженный моей неземной красотой, пригласил бы на главную роль. Я же вместе с бесчисленным количеством молодых актрис и студенток проходила сложнейшие кинопробы, меня смотрели с каждым партнером… Мне повезло только в том, что из тысяч Эльдар Александрович выбрал меня».

Образ Ларисы

Кадр из кинофильма «Жестокий романс», 1984 г.,режиссер Эльдар Рязанов, сценарист Эльдар Рязанов, композитор Андрей Петров (скриншот)

Как разглядел Эльдар Александрович барышню в хиппующей студентке, пожалуй, удивлена сама актриса: «… Приехала на пробы в обрезанных, рваных джинсах, разных сандалиях, с длиннющими ногтями, раскрашенными в разные цвета и с вплетенными в длинные, распущенные волосы денежками». Тогда Гузеева, по ее собственным словам, ничего общего со своей будущей героиней не имела. Но когда ее приодели и причесали соответственно образу – все изменилось. Правда режиссера не устроил оренбургский выговор Ларисы. Поэтому озвучила роль Анна Каменкова. Вокал поручили знаменитой исполнительнице цыганских песен Валентине Пономаревой.

За кадром

Кадр из кинофильма «Жестокий романс», 1984 г.,режиссер Эльдар Рязанов, сценарист Эльдар Рязанов, композитор Андрей Петров (скриншот)

Все опытные исполнители, задействованные в картине, очень душевно отнеслись к дебютантке. Помогали, подбадривали и, по выражению Рязанова, «как бы всегда пропускали ее вперед». Хотя поначалу режиссеру пришлось помучиться – не хватало профессиональных навыков начинающей артистке. Эльдар Александрович вспоминал, как делали сложную сцену, в которой Гузеева должна была одновременно плакать и улыбаться. «Лариска, ну давай! Ну заплачь ты! И смейся сразу» – кричал режиссер. С исполнительницей случился нервный срыв, она впала в истерику. Именно эта сцена и вошла в фильм. Рассказывают, что Алиса Фрейндлих однажды залепила пощечину, чтобы Лариса вошла в необходимое для роли состояние. Таким образом, партнеры помогали не только словом, но и делом.

Никита Михалков утверждает, что несмотря на звездное окружение и сложность роли, Гузеева справилась. Помог ей «опыт имени». Ведь, как призналась актриса на съемках, мама назвала ее именно в честь героини «Бесприданницы».

Оценка коллег

Лариса Гузеева на съемках фильма «Жестокий романс». Фото, источник: kp.ru

Такое же мнение высказал об актрисе Эльдар Рязанов: «Ей присущи многие качества, необходимые для лицедейства. …Честно говоря, намучились мы с ней немало. Но, когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче. Лариса оказалась девушкой восприимчивой и трудолюбивой».

«Гузеева – замечательная партнерша! Но это была ее первая картина. Дебют среди таких высоко-профессиональных «монстров»… был невероятным испытанием»– отметил Михалков. Но ведь актриса его выдержала. Вы согласны?

Друзья, замечательная рязановская версия «Бесприданницы» – «Жестокий романс» – ждет своих зрителей в субботу на телеканале «Мосфильм. Золотая коллекция». Загляните в программу!