Многим уже и не понять: что хорошего было в жизни советских студентов

Наш блогер Михаил Неволин написал удивительный текст про образование в СССР. Он не говорит о том, что раньше было лучше, а сейчас всё плохо. Не утверждает он и обратного. Михаил просто рассказал о том хорошем, что когда-то было в вузах и о чем многие бывшие студенты с теплотой вспоминают до сих пор.


Современная высшая школа, безусловно, во многом даст фору советской. Из учебных планов исчезли бесполезные и энергозатратные предметы типа истории КПСС и научного коммунизма. Студенты стали более свободными и раскрепощёнными, ушло в прошлое обязательное и принудительное распределение после окончания вуза. Повсеместно стал внедряться столь модный сегодня компетентностный подход к образованию с непременным использованием инновационных методов.

Многое из того, что утрачено, совершенно не хочется возвращать, да это и невозможно. Тем не менее сейчас, вспоминая и сравнивая, нередко понимаешь, что при всех минусах, связанных с обязаловкой и прочими неприятными вещами, было тогда и что-то не такое уж однозначно плохое.

1. Поступление

Сегодня, с приходом ЕГЭ (при всех его плюсах) принципиально изменился сам этот процесс. Здорово, что сейчас нет необходимости, например, приезжать в другой город, чтобы подавать документы и сдавать экзамены в выбранное учебное заведение. Более того — можно параллельно поступать в разные вузы на разные направления. Это очень удобно.

Но, если вы поговорите с теми, кто постарше, многие подтвердят, что тот краткий период, когда они были абитуриентами, стал для них одним из самых интересных и запоминающихся в их жизни.

Кто-то жил дома, кто-то приезжал из других регионов, чтобы попытаться поступить в выбранный институт. Именно в этот период нередко зарождалась дружба, которая потом длилась не только весь период обучения, но и многие годы после.

Сегодня во всём этом нет необходимости и вроде бы всё стало удобнее. Студенты в большинстве случаев встречают друг друга впервые только 1 сентября, но что-то ценное, что было в этот абитуриентский период жизни, увы, ушло.

2. Работа в колхозах

Удивительно, но многие выпускники вспоминают принудительные работы в различных колхозах и совхозах с ностальгией. Нередко студентов привозили на несколько дней или недель в подшефные хозяйства, где они занимались низкоквалифицированным трудом по уборке урожая.

Это был ужасный перекос советской системы организации труда и полнейшая глупость с экономической точки зрения

Но с другой стороны — все эти колхозы, а потом и стройотряды, как ничто другое формировали то, что сегодня называется словом тимбилдинг. И то, что тогда казалось ужасным и бестолковым, сегодня вспоминается, скорее, с теплотой и улыбкой, как наиболее яркие страницы того, что можно назвать студенческой жизнью.

3. Общение

Отсутствие интернета, необходимость вести конспекты и работать с учебниками в каком-то смысле сплачивала студентов. Особенно, конечно, во время сессии.

Готовиться вместе часто было проще, да и веселее. Учебники были слишком объёмными, а материала много, поэтому особенно ценились хорошие и подробные конспекты лекций (вспомним новеллу «Наваждение» из фильма «Операция Ы»).

В связи со всеобщей компьютеризацией навык конспектирования сегодня во многом утерян, но как же было удобно готовиться по кратким и толковым конспектам!

4. Экзамены и сессии

Понятно, что система проверки знаний по экзаменационным билетам, где вы рассказываете профессору о том, что усвоили, предполагает гораздо большую субъективность, чем, например, система тестов, которая сейчас становится всё более распространённой. Трудно не согласиться с тем, что традиционная система оценки на основании того впечатления, которое вы произвели на преподавателя, отвечая на вопросы, вероятно, не очень объективна и легко может использоваться для того, чтобы кого-то, при желании «вытянуть», а кого-то «завалить».

Однако этот менее формальный подход имел и определённые преимущества — студенты учились не просто находить правильные ответы, но и демонстрировать свои знания, находить необходимые аргументы. А у преподавателя была возможность, задавая дополнительные вопросы и беседуя со студентом, разглядеть в нём тот потенциал, который невозможно увидеть, проверяя письменные ответы на предложенный тест.

Я считаю, хорошим показателем отношений к альма-матер являются встречи выпускников. Сегодня часто происходят встречи тех, кто окончил институты, например, 25 или 30 лет назад. Понятно, что за это время кто-то уехал далеко, кто-то и вовсе ушёл из жизни, но на эти посиделки по-прежнему собирается не так уж мало бывших однокурсников. Собираются, чтобы вспомнить те 5 лет, которые они провели вместе. Только время покажет — захотят ли те, кто оканчивает вузы сегодня, собраться через четверть века, чтобы вспомнить студенческие годы, старых друзей и своих преподавателей?