На протяжении 60 лет, дедушка прятал в своем старом ангаре коллекцию боевых самолетов, в том числе знаменитый P-51D Mustang

Коллекционеры — достаточно странный народ. Они ведут свое летоисчисление еще с давних времен. Сам термин «коллекция» появился в Древнем Риме. Известный оратор Цицерон обозначал под этим словом «собрание разрозненных предметов в одно целое».

Кто-то собирает марки, кто-то значки, а наш сегодняшний герой собирал самолеты. Причем не модельки — уменьшенные копии прототипов, а самые настоящие боевые и гражданские крылатые машины. Сегодня я вам расскажу об этой необычной коллекции новозеландца Джона Смита.

Джон Смит

Вообще тайна «пещеры Аладдина», как назвал его авиационный ангар, журнал Warbird DIGEST, была открыта только после смерти коллекционера. Племянник Смита, вступив в законное наследство, опубликовал список находящихся там экземпляров.

Джон Смит

Как потом выяснилось, такая коллекция содержит настоящий «бриллиант» авиационной промышленности прошлого века. После чего наследнику стали поступать заманчивые предложения с целью выкупа, от других таких же коллекционеров. Но давайте обо всем по порядку.

Коллекция старых самолетов Джона Смита

Итак, жил в маленьком новозеландском городке в Мапуа, что недалеко от Нельсона старичок. Каждый день он выезжал к своему ангару, что находился за городом на бывшем военном аэродроме. Когда-то здесь базировался полк Королевских военно-воздушных сил, но после окончания Второй мировой войны надобность в содержании базы ВВС в Новой Зеландии отпала, и британцы ушли отсюда.

Март 1944 года. Техники и новозеландский экипаж осматривают бомбардировщик Донтлесс

Но прежде чем уйти, необходимо было распилить самолеты на металлолом, так как до Великобритании они бы сами не долетели, а в Новой Зеландии необходимости в них уже не было.

База военно-воздушных сил в Новой Зеландии

Вот тут то и появился Джон Смит, который договорился с командованием полка о выкупе ангара и некоторых экземпляров самолетов. Такая сделка устроила всех. Ведь для летчиков резать самолеты на металл, все равно что собаководу работать на живодерне, а Смит получил за копейки технику и огромный ангар.

Бомбардировщик «Mosquito» на авиабазе Вудбурн в 1950-х годах, где Джон Смит купил его, разобрал и отвез в свой ангар

Откуда у Джона возникла такая любовь к самолетам? Оказывается будучи еще ребенком, как рассказал его старший брат Джордж, Джон целыми днями пропадал на расположенным рядом с их домом аэродроме в Южном Йоркшире. Он даже хотел стать летчиком, но его подвело слабое здоровье. Собственно из-за него он и переехал из Англии в более мягкий климат Новой Зеландии. Но при этом любовь к самолетам у Джона осталась навсегда.

Джордж — старший брат Джона Смита

Теперь уже трудно сказать, зачем он начал коллекционировать летную технику, но после этой первой сделки Джон стал одержим. Он изучил все точки базирования ВВС на новозеландских островах и объехал их. Так у него в ангаре появилось еще несколько машин. Но Джон Смит не ограничивался только Новой Зеландией и вскоре он уже участвовал в аукционах Австралии, где приобретал не только военные, но и гражданские самолеты.

Джон Смит перевозит старый самолет в свой ангар

Никто не знает, сколько средств коллекционер потратил, собирая свои раритеты. Он жил обособленным отшельником в Мапуа, и все свободное время проводил в своем ангаре. Иногда выезжая с прицепом на какой-нибудь дальний аэродром или на причал порта Нельсон, Смит возвращался с очередной находкой.

Джон Смит в своем ангаре

Его брат Джордж рассказывал, что к Джону часто приезжали коллекционеры из Европы, Азии и США. Среди этой публики Джон слыл экспертом. Он часто консультировал работников музеев Второй мировой войны, а иногда к нему даже обращались авиаконструкторы. Но родственники даже не догадывались, что хранится за стальными воротами ангара.

Джон Смит

И вот когда Джон Смит умер, и его племянник Роб наконец-то заглянул в святая-святых своего дяди, то обнаружил несколько десятков самолетов, стоящих тесно друг к другу. Правда, для начала ему пришлось разобрать завалы из двигателей, пропеллеров и прочих запасных частей крылатых машин.

Ангар с самолетами Джона Смита

А потом началось самое интересное — несколько экземпляров из ангара оказалось настолько редкими, что например за истребитель Мустанг Р-51 коллекционеры были готовы выложить миллион долларов. И это объяснимо. Таких машин в мире осталось всего несколько десятков.

«Мустанг» Р-51

Но главное, что истребитель, оснащенный двигателем Роллс-Ройс Merlin, может самостоятельно подняться в воздух. Ему только необходимо восстановить плоскость крыла, и можно будет заново покорять небо.

«Мустанг» Р-51 Джона Смита

При этом данный экземпляр, способный подняться в воздух, не единственный в коллекции. Так например, тот самый «бриллиант», о котором я говорил вначале — Ди Хэвилленд DH.98 Москито британский многоцелевой бомбардировщик и ночной истребитель времён Второй мировой войны, состоявший на вооружении Королевских ВВС, может без особых вложений хоть сейчас подняться над облаками.

Британский бомбардировщик De Havilland Mosquito в ангаре Джона Смита

В отличие от «Мустанга», коррозия этому высокоплану, набирающему рабочую высоту в одиннадцать тысяч метров, абсолютно не страшна. Дело в том, что фюзеляж и крылья этого «Москита» изготовлены из фанеры и базальтового дерева. Такая конструкция не позволяла немецким радарам засечь бомбардировщик.

Бомбардировщик De Havilland Mosquito в ангаре Джона Смита

Наследник не спешит распродавать дядино богатство. Роб видимо тоже заразился тягой к собирательству. Он хочет провести инвентаризацию и в течение трех лет навести порядок с учетом наследного имущества и разобраться с его стоимостью согласно сегодняшним каталогам.

Ангар Джона Смита

А пока он ведет переговоры с музеем авиации в Омаке, чтобы представить наиболее ценные экземпляры из коллекции. Работники музея уже сейчас готовы предоставить место под экспозицию Смита.

Родственники Джона Смита

Кто-то скажет, что такие люди, как коллекционеры одержимы и захламляют полезную площадь своим барахлом. Тратя последние деньги на всякие безделушки, они иногда даже обрекают себя на полуголодную жизнь. И таких примеров много. Коллекционеры воспринимают свои экземпляры, как близких друзей или даже родственников, поэтому такие люди чаще всего бывают одиноки.

Ангар Джона Смита