Насколько правдоподобны события, показанные в фильме «Экипаж» 1979 года?

История создания советского фильма-катастрофы «Экипаж» была непростой и началась еще в начале 1976 года, когда кинорежиссёр Александр Митта подал заявку на съёмки этой картины.

Позже Александр Наумович рассказывал, что его вдохновил приключенческий роман известного американского писателя Артура Хейли «Аэропорт», по которому в разных странах вначале 70-х были сняты несколько фильмов-триллеров, имеющих грандиозный успех во всём мире.

В «Госкино» посчитали, что доводы режиссера вполне обоснованные и утвердили этот необычный для СССР кинопроект. И когда работа над сценарием была в самом разгаре, неожиданно против этого фильма выступил тогдашний министр гражданской авиации СССР Борис Павлович Бугаев.

Бывший личный пилот Брежнева пользовался большим авторитетом в стране. Всего за семь лет он сделал сногсшибательную карьеру от пилота гражданской авиации отряда специального назначения, до союзного министра. Борис Павлович всегда и во всем пользовался поддержкой всемогущего генсека, поэтому спорить с ним мало кто отваживался, и на будущем фильме был поставлен крест еще в самом начале.

Но Александр Наумович не хотел отказываться от своей задумки. Он выяснил, что министр был против, потому что считал такой фильм порочащим советскую гражданскую авиацию, так как по первоначальному сценарию весь сюжет фильма происходил на территории нашей страны. Масштабная авиационная катастрофа в СССР, пускай и вымышленная, в которой взрывается и сгорает самолёт с пассажирами, могла не только отпугнуть потенциальных пассажиров от «Аэрофлота», но и бросала тень на всю советскую гражданскую авиацию, так как подобные фильмы обычно закупались и в другие страны.

И тогда Митта решил перенести трагедию на другой континент, погибший самолет сделать иностранным, а в самой истории сделать акцент на геройство и мастерство советских летчиков. Краткое описание подправленного сюжета со своей аннотацией он послал министру и вскоре получил от него добро. Более того, именно благосклонность Бугаева помогла режиссёру позже получить для съемок взрыва самолета списанный лайнер Ту-114, а также еще два нелетающих Ту-154 для съёмок внутри салона и других сцен и эпизодов.

Когда обсуждались варианты возможных аварий на авиалайнере, то сценаристами было предложено несколько вариантов. От разгерметизации кабины пилотов, и они потом геройски насколько часов вели самолет практически без лобового стекла и до почти банальной поломки шасси при взлёте, а потом посадка самолета на брюхо на специально вспаханное для этого поле рядом с московским аэропортом. И если первый вариант был сразу отметен техническими консультантами, как в принципе невозможный, то второй вариант, когда самолет при взлёте теряет колеса шасси, попавшие в трещину на взлетной полосе, обсуждался технарями как вполне реалистичный.

Но вскоре сам режиссёр оказался от него, так как пропадал целый кусок драматургии в течение самого полёта, а вся кульминация фильма ограничивалась бы только нештатной посадкой самолета, которая происходит считанные секунды.

И вот тогда была придумана небольшая, но значимая авария на взлёте, которая держала в напряжении зрителей весь полёт, а последующая посадка с потерей хвоста самолёта была даже более зрелищной и драматичной, чем приземление самолета без шасси.

Главным консультантом фильма выступал известный авиаинженер Борис Уриновский. И если он в целом подержал такую историю с самолётом, то был против идеи снимать сцену ремонта обшивки в полёте, когда бортинженер прямо в воздухе выбирается на поверхность самолёта, да еще и через воздухозаборник двигателя.

Он говорил режиссёру, что это не просто утопия, а даже смешная ситуация с точки зрения технического авиаспециалиста.

Во-первых, чтобы человеку попасть из салона в воздухозаборник реактивного двигателя, надо сломать гораздо больше жизненно важных для самолета конструкций, чем он в итоге потом сможет починить.

Во-вторых, передвижение человека по воздухозаборнику реактивного двигателя вовремя его работы невозможно представить даже теоретически.

На что авторы сценария вяло отбивались: мол, если это никто никогда не пробовал делать, значит и не доказано, что это невозможно. И потом фильм буду смотреть миллионы зрителей, а технических специалистов среди них будут единицы. В итоге консультант был вынужден согласиться с этой фантасмагорией ради общей драматургии кинокартины.

Но как бы то ни было, фильм «Экипаж» не только стал одним из лидеров всесоюзного проката, но и взял несколько призов на различных кинофестивалях. И только в 1980 году его посмотрели более 70 миллионов зрителей.

В статье использованы кадры из фильма «Экипаж» (1979 год).