Наслажденье скользить по краю. Как играл Андрей Миронов

7 марта исполнится 80 лет со дня рождения артиста, которого с каждым годом не хватает все больше и больше

Популярная эстрадная артистка Мария Миронова родила сына поздним вечером 7 марта, но вместе со своим мужем, не менее известным Александром Менакером, они решили: перенесем день рождения мальчика на 8 Марта, пусть станет подарком всем женщинам.

Может быть, это и легенда, ведь не могли же родители предвидеть, что их сын станет образцом шарма и вкуса. Но он им стал. Не снискав успехов в музыкальной школе, при постоянной склонности к полноте Миронов превратился в неотразимо танцующего и поющего актера. А потом всю свою короткую жизнь уходил от этого амплуа и успел оставить нам шикарные драматические и даже трагические роли. Только через много лет после его смерти мы узнали, как он сражался за каждое движение, за каждую ноту, за каждый образ. Сам же он хотел, чтобы зрители только наслаждались, и добился того, что с 16 августа 1987 года мы чувствуем себя осиротевшими. Сегодня мы вспоминаем знаковые роли выдающегося актера театра и кино Андрея Александровича Миронова,

1961 г. А если это любовь?. Режиссер Юлий Райзман

Кадр из фильма

Дебют в кино студента Щукинского училища Андрея Миронова. Фильм о том, что юноша-школьник написал своей однокласснице письмо с объяснением в любви, и из-за этого встала на уши вся школа. Трудно поверить, что тогда фильм был встречен в штыки критикой, родителями и учителями именно из-за сюжета. Было сломано столько копий, что эпизодическая роль Миронова прошла незамеченной. На самом деле он мог появиться на экране гораздо раньше, но на съемках фильма «Садко» 11-летний Андрюша из-за своей маниакальной чистоплотности отказался надеть на голое тело грязное рубище.

1963 г. Три плюс два. Режиссер Генрих Оганисян

В кадре из фильма: Андрей Миронов, Наталья Фатеева, Геннадий Нилов, Евгений Жариков

За два года до этого Миронова с трудом утвердили в фильм «Мой младший брат» на роль физкультурника Юрки. Взяли тогда за талант, но фактуру критиковали нещадно. А теперь предстояло две трети фильма ходить в плавках. Когда комедия вышла, Миронов очень расстроился, он явно проигрывал в атлетизме красавцу Евгению Жарикову. Да и в Театре сатиры, куда он попал отчасти благодаря дружбе главного режиссера Валентина Плучека с его родителями, ему не давали выигрышных ролей, считали «полненьким и белесеньким сыном яркого актерского дуэта». А ведь на съемках «Три плюс два» Андрей надолго влюбился в одну из самых красивых советских актрис – Наталью Фатееву . Наталья была старше и всерьез начинающего актера не воспринимала, чем усугубляла его комплексы. С тех пор Миронов повел решительную борьбу с лишним весом.

1968 г. Бриллиантовая рука. Режиссер Леонид Гайдай

Кадр из фильма

Представьте, на месте Миронова в фильме планировали то Георгия Вицина, то Михаила Пуговкина. На тот момент Андрей Миронов не был особо популярен, но на роль Лелика рассматривался Анатолий Папанов , а Гайдаю очень понравился их дуэт в фильме Рязанова «Берегись автомобиля». Леонид Иович без зазрения совести воспользовался находкой Эльдара Александровича, потому что перед этим Рязанов снял придуманную Гайдаем троицу Моргунов-Никулин-Вицин в своем фильме «Дайте жалобную книгу».

Не забудь почитать! А напоследок он сказал…Смех и слезы Эльдара Рязанова

Во время съемок «Бриллиантовой руки» Миронова уже сильно беспокоило заболевание, которое проявлялось значительными поражениями кожи. Одна из любимейших зрителями сцен, когда актер танцует на палубе настоящего корабля, в синтетических костюме и водолазке, на самом деле далась Миронову мучительно.

1971 г. Достояние республики. Режиссер Владимир Бычков

Кадр из фильма

Благородный Маркиз – одна из лучших ролей Миронова в кино, после нее многие говорили, что это готовый советский д’Артаньян, но, увы, с гасконцем не сложилось. Утверждение на роль Маркиза проходило довольно забавно. Сначала проверяли, как Миронов владеет шпагой. Посмотрев, один из основателей отечественной каскадерской школы, Фирс Земцов, сравнил Миронова с Жераром Филиппом. Также требовалось умение виртуозно скакать верхом. Миронов с совершенно серьезным лицом заявил, что на лошади он сидит с трех лет, но на пробах ему досталась какая-то неуправляемая коняка, которая чуть не сбросила актера. На следующий день Миронов привез фотографию где он, трехлетний, сидит на деревянной лошадке. Вся группа очень смеялась, а роль была сыграна виртуозно. Песня из фильма в исполнении Миронова «Кто на новенького?» мгновенно стала хитом.

1973 г. Невероятные приключения итальянцев в России. Режиссер Эльдар Рязанов

Кадр из фильма

Андрей Александрович дружил с Рязановым, работал в нескольких его картинах, но, положа руку на сердце, «Итальянцы» не открыли для зрителей нового Миронова. Если не считать того, что многие опасные трюки актер выполнил сам. При своей боязни высоты Миронов специально попросил Рязанова, чтобы ему позволили сняться висящим на разведенном питерском мосту. Также в этом фильме Миронов сам спускается на ковре из окна гостиницы, перелезает с крыши автомобиля в салон, «беседует» с настоящим львом…Рязанов потом вспоминал, что отвага советского артиста волшебным образом подействовала на итальянских лицедеев, которые сначала требовали гонорар чуть ли не за каждый шаг в кадре.

1975 г. Повторная свадьба. Режиссер Георгий Натансон

В кадре из фильма с актрисой Ириной Калиновской

Здесь Миронов сыграл абсолютного негодяя и, к сожалению, далеко не все зрители приняли его в этой бытовой мелодраме. А ведь он сразу согласился сниматься, потому что в большом кино такого практически не играл. Очень показателен случай, который произошел на съемках в Одессе. На рынке Андрей хотел купить творога у бабуси, но на вопрос, сколько стоит, женщина упорно молчала. Потом вдруг спросила артиста: «Ты случайно не бриллиантовая рука?». Миронов засмеялся, тетка отдала ему творог бесплатно и сказала, что теперь всей деревне расскажет, что «бриллиантовая рука купила у меня творог». Люди упорно предпочитали видеть Миронова в комедийных ролях.

1975 г. Страницы журнала Печорина. Режиссер Анатолий Эфрос

В кадре из телеспектакля с Олегом Далем

Советское телевидение создало свой собственный театр, и телеспектакль по «Герою нашего времени», где Миронов сыграл Грушницкого, а Олег Даль – Печорина, безусловно шедевр в этом жанре.

1976 г. 12 стульев. Режиссер Марк Захаров

Кадр из фильма

Руководитель театра «Ленком» очень рисковал, снимая экранизацию романа Ильфа и Петрова всего через пять лет после блестящего фильма Леонида Гайдая. Андрей Миронов в роли Бендера и Анатолий Папанов – Воробьянинов попали под шквал сравнений с великолепным дуэтом Арчил Гомиашвили – Сергей Филиппов. Увы, очень часто сравнения были не в их пользу. Бендер в исполнении Миронова был слишком философом, слишком уставшим от жизни. Но песни в исполнении Андрея Александровича, безусловно, выше всяких похвал.

1979 г. Фантазии Фарятьева. Режиссер Илья Авербах

Кадр из фильма

Это, может быть, самый необычный герой в исполнении Миронова. С виду – бледная моль, абсолютный лузер, мечтатель-идеалист, который в конце концов проигрывает некоему Бетхудову, чемпиону по жизни. Аплодировать за этот образ Миронову начали много позже выхода фильма. Зрители, а особенно зрительницы, с трудом вслушивались в сложные монологи Фарятьева и не могли смириться с тем, что в этой картине Миронов не только не красив, но даже и не обаятелен.

1984 г. Мой друг Иван Лапшин. Режиссер Алексей Герман

В кадре из фильма с Андреем Болтневым

Алексей Герман всегда снимал свои фильмы подолгу, добиваясь абсолютной точности в передаче примет времени. «Лапшин» посвящен работе оперативников в 30-е годы, фильм черно-белый, а в заглавной роли Герман снял тогда не известного актера Андрея Болтнева. Миронову же досталась роль писателя и журналиста Ханина, такого потухшего плейбоя, которого вышибла из седла внезапная смерть жены. Герман долго «испытывал» Миронова, который очень хотел сниматься, и однажды потребовал, чтобы актер избавился ради фильма от своей роскошной шевелюры. Решиться на это было практически невозможно, потому что на Миронове держался весь репертуар Театра сатиры. Но через какое-то время Миронов позвонил Герману и сказал, что согласен. Герман поверил, что Миронов, которого режиссер, как и подавляющее большинство, считал баловнем судьбы, действительно будет серьезно работать, и избавил его от стрижки. Ханин стал одним из самых запоминающихся героев Андрея Миронова.

1987 г. Человек с бульвара Капуцинов. Режиссер Алла Сурикова

В кадре из фильма с Александрой Яковлевой и Антоном Табаковым

Это последний фильм, который Андрей Миронов сам озвучил. После смерти актера на сцене Рижской оперы во время спектакля «Женитьба Фигаро» эта нехитрая комедия с элементами вестерна стала смотреться как пророчество. В конце фильма подвижник синематографа Ферст в исполнении Миронова терпит фиаско: его вытесняет мистер Секонд, который «кормит» зрителей-ковбоев примитивными триллерами и пошлыми мелодрамами.

Миронов умер в 1987 году, через несколько лет развалилось советское кино, экран заполнился фильмами ужасов, примитивными комедиями и порнухой.

Сегодня наше кино вроде как на подъеме, но лучшими становятся либо римейки старых картин, либо сюжеты, посвященные героям прошлых лет. Может быть, когда-то мы увидим художественный фильм о короткой и прекрасной жизни Андрея Миронова…