Наталье Вавиловой 62 года – как сложилась судьба актрисы, сыгравшей Александру в культовом фильме «Москва слезам не верит»

кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Наталья получила всесоюзную известность в 20 лет, когда на экраны вышла мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Тогда она ещё не была профессиональной актрисой, и даже не училась во ВГИКе — родители готовили её к работе в дипломатическом корпусе и записали на спецкурсы в МИД СССР. Но обрушившийся на девушку успех перечеркнул их планы – теперь она мечтала только о кино.

Сейчас Наталья Дмитриевна проживает ту жизнь, которую сама себе выбрала, и никого не винит, что сложилось так, как сложилось. Она по собственной воле оставила кинокарьеру в начале 90-х, и все сценарии, присылаемые ей в те годы, отсылала обратно. Как говорил её муж, режиссёр Самвел Гаспаров, она бы с удовольствием начала опять сниматься, если бы предложили хоть одну стоящую роль, но тогда киностудиями производились в основном только пошлые комедии и дешёвые боевики.

«Звонили, предлагали роли, и очень часто. Но то проституток играть, то в «мыльных сериалах». Ничего, что бы Наташу заинтересовало. Она ведь серьёзная актриса и женщина» — рассказывал Самвел Владимирович.

Родилась будущая актриса в московской многодетной семье, была пятым, самым младшим и любимым ребёнком. Отец был дипломатом, мама домохозяйкой, всем детям решено было дать блестящее образование, все были послушными, прилежными, хорошо учились. Наташа росла очень красивой девочкой, её огромные ясные глаза моментально приковывали к ней внимание, внешность и сыграла решающую роль в её дальнейшей судьбе.

Девушке было 14 лет, когда в школу, где она училась, пришли люди с киностудии «Мосфильм» в поисках подходящих подростков для социального фильма «Такие высокие горы». Вавилову отобрали сразу, утвердив её на роль одной из учениц, оставалось получить согласие родителей. Те не были в восторге от этой затеи, но запрещать не стали, и Наташа очутилась на съёмочной площадке.

кадр из фильма «Розыгрыш»

Она отлично справилась с поставленной задачей и привлекла внимание ещё одного режиссёра, Владимира Меньшова, который сразу предложил ей роль школьницы Таи в своей картине «Розыгрыш». Здесь уже папа Наташи выразил серьёзное недовольство, но они с мамой смогли его уговорить, и во время съёмок «Розыгрыша» её задействовали ещё в одном эпизоде – в соседнем павильоне снимали «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», и Вавилова станцевала на балу.

Потом она два года училась на курсах при МИДе, и потихоньку от отца снялась ещё в двух картинах, «Красные дипкурьеры» и «По улицам комод водили…». Родитель узнал об этом, когда Наташа уже получила свою звёздную роль Александры, и работа над фильмом «Москва слезам не верит» шла полным ходом. Он запретил дочери продолжать съёмки и даже близко приближаться к киностудии, и к телефону, и посадил под домашний арест.

кадр из фильма «Тяжёлая вода»

Меньшов был в ужасе, больше половины дублей с Вавиловой уже были отсняты, и что дальше делать, он не представлял. Выручил Алексей Баталов – он вызвался разрулить ситуацию и отправился домой к Наташе, а её родители не смогли устоять перед обаянием известного артиста и дали дочке «вольную». Наконец её мечта сбылась – оставив ненавистные курсы она стала студенткой ВГИКа.

Участие в фильме «Москва слезам не верит» не только сделало Вавилову звездой советского кино, но и подарило ей любимого человека и будущего мужа, Самвела Гаспарова, с которым она познакомилась на премьере. Известный режиссёр моментально влюбился в молодую красавицу, и даже разница в возрасте в 21 год и наличие жены-актрисы и дочери не остановило мужчину – он приложил все усилия, чтобы покорить Наталью и вскоре она ответила взаимностью.

кадр из фильма «Бармен из «Золотого якоря»»

Во время обучения в институте кино Вавилова продолжила сниматься, часто получала главные роли и к получению диплома стала уже довольно опытной актрисой с внушительной фильмографией за плечами – 15 кинопроектов. Она вышла замуж за Гаспарова и была абсолютно счастлива, а родителям пришлось смириться и с этим её выбором – что ж поделаешь, любовь зла.

Несчастье случилось в 1986 году на съёмках фильма «Николай Подвойский», где Наталье досталась главная роль. По сюжету ей надо было скакать верхом на лошади, и она за два месяца до начала работы над картиной стала брать уроки верховой езды. За это время актриса научилась уверенно держаться в седле, ехать шагом, рысью, и даже лёгким галопом, но нелепая случайность привела к тяжёлой травме:

«Наташе по ошибке вывели коня, который не был закреплён за ней, к тому же у животного болела спина. От боли лошадь скинула жену на землю, как только та села в седло. Наташа получила травму позвоночника средней тяжести. Её отвезли в больницу (съёмки проходили в Ярославле), потом я перевёз её в Москву, лечение было долгим и на съёмках Наташу заменили на другую актрису. Чтобы избавиться от хандры, мы сразу после этого отправились в путешествие. На машине исколесили пол-Европы. Наташа набралась сил и вернулась к прежней жизни» — вспоминал Самвел.

с мужем

Актриса поправилась физически, но душевная рана не заживала ещё очень долго. Наталью очень обидело такое отношение – она пострадала не по своей вине, но тем не менее её заменили, вычеркнули, забыли, и за весь месяц, что она провела на больничной койке, ни разу не навестили. Муж помог ей прийти в норму, после трёхлетнего перерыва вновь вернул в кино, сняв в своей картине «Стервятники на дорогах». В 1991 году она сыграла сестру главного героя в драме «Дело Сухово-Кобылина», и эта роль стала последней в её карьере. больше Вавилова не приняла ни одного предложения.

Гаспаров тоже в годы краха отечественного кинематографа прекратил режиссёрскую деятельность, занялся продюсированием и смог обеспечить молодой жене достойный образ жизни. Он купил участок земли на Рублёвском шоссе и построил 2-этажный дом по проекту Натальи, где они и прожили счастливо почти 30 лет. Наталья вела закрытый образ жизни, занималась домом, выращивала розы, увлеклась кулинарией. Она не посещала никаких мероприятий, и её фотографии лишь изредка попадали в сеть, когда папарацци удавалось «поймать объект» где-нибудь возле магазинов.

Она так и не смогла стать матерью, и всю свою нежность и ласку отдавала пятерым племянникам и внукам мужа – с его взрослой дочерью она подружилась. У супругов была мысль усыновить ребёнка, и они стали ездить по детским домам, но актриса так и не смогла решиться на этот шаг, и все её дальнейшие посещения детских учреждений сводились лишь к материальной помощи. Она стала часто посещать церковь, присутствовала на всех службах, жертвовала деньги на нужды храма.

В 2015 году у мужа начались серьёзные проблемы со здоровьем, он часто лежал в больницах, и Наталья преданно за ним ухаживала, сопровождала в санатории и лечебницы. Ему было уже под 80, и лечение помогало плохо, подлатают в одном месте, что-то выскочит в другом, а потом поставили такой диагноз, что Вавилова тут же выставила на продажу дом. На операцию потребовались большие деньги, и она без сожаления рассталась с любимым садом, переехав с Самвелом в небольшую квартирку на юго-западе Москвы.

с мужем

И всё-таки многолетнюю битву за здоровье любимого мужа Наталья проиграла – в мае прошлого года женщина стала вдовой. Похороны на Хованском кладбище были скромными, присутствовали только родственники и близкие друзья, и сейчас актриса ведёт затворнический образ жизни. Она много лет не общалась с журналистами и не давала интервью, о некоторых событиях их семейной жизни общественность узнавала от Гаспарова, теперь и эта ниточка оборвалась.