Неправильная сказка «Морозко», или Как Настенька учит врать?

Фильм-сказка «Морозко» до сих пор обожают многие зрители. Среди них есть и те, кто решил по-новому взглянуть на волшебную историю, пропустить её через фильтр нашего времени и сделать новые открытия. Оказывается, Настенька учит детей не скоромности, а вранью и лицемерию. Эти качества помогают ей получить подарки и красавца-жениха, уверены некоторые читатели «Киноамнезии».

Новые смыслы в старой сказке

Я стараюсь не искать условную чёрную кошку в чёрной комнате, просматривая старые фильмы-сказки. Поэтому долгое время к «Морозко» относился как к просто хорошей новогодней истории. Однако и в мою жизнь ворвались сказочные перемены. Знакомые образы стали разрушаться. Настенька из «Морозко» не стала исключением. Вокруг неё возникло столько теорий, что диву даешься.

Так, например, мне мои друзья – технари заявили, что Настенька терпела унижения только потому, что у неё не было Ивана. Как только он появился, старикова дочка тут же показала характер: в избе Морозко она язвительно уколола суженного:

«Ой, кажется у тебя вновь медвежья шерсть пробивается».

Кадр из фильма «Морозко». Фото из открытых источников

Получается, Настенька стала нормальной женщиной только тогда, когда у неё появился избранник.

«Все русские сказки про это. Женщина становится женщиной только после встречи с Иваном», — уточнил мой знакомый Александр.

Попрошу не разводить фурцевщину. Есть сказка, есть мнение. С ним можно согласиться, а можно поспорить. В общем, есть что обсудить в комментариях.

А я возвращаюсь к «Морозко». Читатель «Киноамнезии» Евгений задался вопросом: «А правильные ли нравственные ценности пропагандирует Настенька?»

«Сидит падчерица под елью. Морозко ее спрашивает: тепло ли тебе, девица?. А девица обманывает: да, тепло. И получает за это подарки. За обман. Старухина дочь, наоборот, говорит правду. И страдает за неё. Получается, что сильным надо врать, что они хорошие и тогда можно получить бонусы. А за честное слово жизнь не будет стоить и гроша», — оставил Евгений комментарий под материалом «Киноамнезии» “Без телевизора: почему зрители устали от “Иронии судьбы”».


Кадр из фильма «Морозко». Фото из открытых источников

Безусловно, кто-то скажет, что Евгений навёл тень на плетень и занимается софистикой. Но зерно истины в его словах всё-таки есть. Если оценивать реальную жизнь, то получается, что такие вот Настеньки часто делают успешную карьеру, так как врут, когда им жутко холодно и некомфортно. В результате, они получают теплый кабинет, уютное кожаное кресло и начинают всем указывать на то, что у них «на лице пробивается медвежья шерсть». Марфушки, тем временем, страдают за свою правду-истину и остаются ни с чем.

Получается, Настенька учит детей обманывать и лицемерить. Либо мило улыбайся и получай подарки, либо говори всё как есть и встречай Новый год ни с чем.

Опять виноват Запад?

Мода разоблачать сказки к нам пришла с Запада. Там давно по косточкам разобрали сказку «Красная шапочка». Выяснилось, что в ней достаточно много тайных смыслов. Поэтому её лучше не читать и не показывать детям. По этой же причине опасен и «Карлсон» Астрид Линдгрен.


Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон». Фото из открытых источников

В России долгое время к сказкам относились нормально. Всё изменилось с проникновением в нашу культуру западных ценностей. Теперь у нас Марфушка – это жертва обстоятельств, а Настенька – лицемерная девушка, на которую многие россиянки не хотят быть похожи, а мужчины от такой героини бегут как от огня.

«Наверно, первое время мне бы льстило, что такая “настенька” живет у меня дома: порядок обеспечен, вкусная еда, чистая одежда. Почувствуй себя королем, что называется. Но, скорее всего, женщина, не имеющая своего мнения, привыкшая во всем угождать и сострадать, ужасно надоела бы. Мужчине (ну, говорю за себя сейчас) нужна партнерша, а не прислуга», — приводит Rambler слова Антона.

Кадр из фильма «Морозко». Фото из открытых источников

Мне кажется, проблема в том, что мы перестали верить в доброту и волшебство. Отсюда такое рвение в старых сказках искать новые смыслы. Когда они сочинялись, то характеры героев намеренно были гиперболизированы, чтобы на возникшем контрасте можно было отличить добро ото зла. Такими их нужно оставить в наше время. Нет необходимости любимые сказки пропускать через суровую реальность. Тогда Настенька и дальшебудет казаться милой девушкой, а Марфушка получать по заслугам: её желание иметь всё здесь и сейчас никогда не сбудется.