Невинность напоказ

Белое полотнище торжественно вынесли к гостям. Обычай следовало соблюсти: показать, что невеста пришла в дом новой родни «чистой». Одобрительные возгласы зазвучали со всех сторон. Кто-то затянул весёлую песню. Теперь обе стороны могли вздохнуть свободно: ничто не омрачило этот праздник.

М.Шагал «Русская свадьба»

Традиция, о которой идёт речь, бытовала в разное время у разных народов. Среди деревенских обычаев славян тоже была такая, с вывешиванием простыни наутро после свадьбы. Могли перекинуть ткань через перила крыльца, или же пронести по всем гостям в доме. Когда убеждались, что новоявленная невестка достойна уважения, продолжали праздновать. Свадьбы часто длились несколько дней.

Хотя и говорят об этом обычае, как «о преданьях старины глубокой», этнографы встречали упоминания о нём в восемнадцатом и девятнадцатом веке. «Белизна покровов, — писал Серафим Шашков, исследовавший быт русских крестьян, — проверялась наутро свахой. Иногда шли на уловки — заранее прятали в покоях красную жидкость, чтобы спасти молодую жену от гнева родни».

Однако чистота невесты не была непременным условием для брака во времена Московского царства. И все же незапятнанностью дочерей гордились и тогда. В письме 1666 года столичный дворянин Лыков пишет родне:

«А дочь моя пришла за Василия замуж чистым браком».

В.Тетмайер «Сватовство»

Чтобы определить этот момент со стопроцентной точностью у Лыковых прибегали всё к тому же обряду – разглядывали простыни и предъявляли их в качестве доказательства остальным. Невинность напоказ. В XVII столетии вполне обычным явлением было осматривать рубашки царских невест, уже после венчания, на следующий день. Также поступали и в домах родовитых бояр. А вот «в народ» традиция пришла чуть позже.

В крестьянской среде обычай связывали с плодородием. Ткани, собранные из опочивальни молодых, несли потом в овин, в конюшню, во все хлева. Сваха могла обойти поле с забрызганным одеялом в руках, чтобы на следующий год урожай стал больше. А после этого несла родителям невесты подарки – в знак благодарности, что уберегли красавицу. Часто таким даром была корзина красных яблок, что тоже символично. Но и сваха получала своё – семья жениха благодарила её, что подобрала «годную» невесту.

К.Трутовский «Свадебный выкуп»

В казачьих станицах традиция жила очень долго. Наутро после свадьбы молодую жену умывали и причёсывали, а потом отправляли за водой к колодцу. Пока её не было, осматривали покои. Если ожидания оправдывались – могли вывесить возле дома красный платок на шесте. А если нет – платок был белым. Набранную колодезную воду невестка несла свёкру и свекрови. Под красным платком новая родня с удовольствием брала воду, а вот под белым могла и отказаться.

Демонстрация ткани была известна и в Европе, в эпоху Ренессанса. Француз Пьер де Бурдейль Брантом писал, что среди испанцев, итальянцев и жителей горных склонов Альп, со стороны нынешней Швейцарии, этот обряд был непременным атрибутом любой свадьбы. Но другие авторы с ним не очень согласны: обычай был, но вот придерживались его далеко не всегда. Потому что понимали — полученный результат никого не устроит. Немец Тюнгер в это же время создал занятный рассказе о рыцаре, который поехал по делам в город Авиньон.

Сразу за воротами его лошадь оступилась, и рыцарь чуть не упал. Девушка, увидевшая эту сцену, громко рассмеялась. На что молодой человек, не растерявшись, ответил: «Моя лошадь всегда ступает неаккуратно, если поблизости кто-то легкомысленный». Горожанка парировала: «Тогда, сударь, вам стоит покинуть Авиньон. А то вы точно упадете на мостовую».

Л.Лефлёр «Невеста»

Правда, в XVI веке в Нюрнберге, на полном серьёзе поощряли соседей рассказывать городским властям, если кто-то из молодых особ вел себя недостойно. Тогда могли учинить целое расследование, чтобы прояснить обстоятельства. И если становилось очевидным, что слова не пустые, то против таких «невест» вводили ограничения. Прежде всего, епитимью. А если после этого и устраивалась свадьба, то её предписывали организовывать скромно: меньше гостей, меньше блюд на столе. А вот для девушки, которую не в чем было упрекнуть, торжество всегда готовилось более пышное и хлебосольное.

В современности этой традиции придерживаются некоторые южные народы. В Афганистане до сих пор принято убеждаться в незапятнанности невесты. Есть похожая практика и в цыганской культуре. Там же принято менять одеяние после обряда – сначала невеста в белом платье, а уже «после» ее переодевают в красное. Иногда красную рубашку надевает и молодой муж. Дескать, и он лично убедился, что всё «в полном порядке».