Нину в «Кавказской пленнице» должна была играть Лариса Голубкина, а Никулин вообще отказывался сниматься. Как Гайдай всё изменил

Как позже вспоминал Леонид Гайдай, съемки фильма «Кавказская пленница» заняли около шести месяцев, зато подготовка к фильму и подбор актёров отняли у режиссера почти год. И дело было не только в длительном утверждении сценария к фильму, но и в непростом процессе выбора актёров.

Сегодня об этом даже странно думать, но ведь этот легендарный фильм мы могли увидеть совсем в другом исполнении. На главную роль была почти утверждена 25-летняя Лариса Голубкина, а против участия в фильме знаменитой троицы (Трус, Балбес и Бывалый) выступил весь художественный совет во главе с директором «Мосфильма» Владимиром Николаевичем Суриным.

Да и по другим персонажам подбор исполнителей шел тяжело и в постоянном споре режиссера с худсоветом. Например, на роль водителя Джабраила (дяди Нины) худсовет настаивал поставить Михаила Глузского, а Гайдай хотел Фрунзика Мкртчяна. Леонид Иович не сомневался в актёрских способностях Глузского, но Мкртчян всё же был комедийный актёр, а Глузский нет.

Михаил Глузский в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967)

В конце концов ему удалось убедить в этом Сурина, и тот дал добро, но при условии, что и для Глузского Гайдай тоже найдёт роль. В итоге тот сыграл администратора гостиницы.

Михаил Глузский в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967)

Не было проблем только с кандидатурой на роль товарища Саахова. Гайдай предложил, а худсовет почти сразу утвердил Владимира Этуша. Его режиссер запланировал еще в процессе написания сценария.

Владимир Этуш и Фрунзик Мкртчян в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967)

До этого Этуш очень убедительно сыграл «лицо кавказской национальности» в фильме «Время летних отпусков» и очень понравился Гайдаю в этой роли.

Владимир Этуш в фильме «Время летних отпусков» (1960)

Были проблемы и с выбор актрисы на главную роль. Еще на стадии утверждения сценария Владимир Сурин называл фамилию Голубкиной. Дело в том, что незадолго до этого она отлично показала себя в двух комедиях у Рязанова — «Гусарская баллада» и «Дайте жалобную книгу». В принципе, Гайдай был не против неё. Он понимал, что она отлично справится с ролью и, скорее всего, с ней было бы комфортно работать.

Лариса Голубкина и Олег Борисов в фильме «Дайте жалобную книгу» (1965)

Но его смущал её успех в предыдущих фильмах, который обязательно бы вызвал у зрителей ненужные ассоциации. И когда весь худсовет единодушно проголосовал за Голубкину, воздержался лишь один Гайдай и попросил еще немного времени.

Чуть позже, когда режиссер рассматривал на роль Нины Кустинскую, от неё он и узнал о Наталье Варлей. В то время Наталья Кустинская решала вопросы своей личной жизни, и ей просто некогда было сниматься в картине. Она честно об этом сказала Гайдаю и при этом предложила свою подругу, которая работала в цирке и в это время снималась в небольшой роли в комедии «Формула радуги» на Одесской киностудии.

Николай Федорцов и Наталья Варлей в фильме «Формула радуги» (1966)

По внешним данным Варлей идеально подходила на роль, но Гайдая смущало, что она не была профессиональной актрисой. Решающим фактором стало то, что она согласилась выполнить все трюки в фильме сама, и особенно бегство по веревке со второго этажа дачи Саахова.

Наталья Варлей на съемках фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967)

Первые же кинопробы показали, что Наталья достаточно фотогенична, не тушуется перед камерой, и Гайдай убедил худсовет, что Варлей, это и есть идеальная кандидатура.

Но был еще один очень важный для Гайдая вопрос, по которому он не был согласен с художественным советом. Сурин и его свита выступили против участия в комедии комического трио. Они почему-то были уверены, что эти персонажи «утяжелят» лёгкую молодежную комедию. По их мнению, троица была совсем из другого мира и не подходила в этот фильм.

На съемках фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967)

Говорят, что об этом случайно узнал Юрий Никулин. Чтобы не быть нежеланным для руководства «Мосфильма», он сам позвонил Гайдаю и сообщил, что не сможет сниматься в картине, так как у него готовилась новая цирковая программа. Раньше Никулин никогда не ссылался на занятость в цирке, поэтому это было не только странно для Гайдая, но и ударом ниже пояса. Он тут же поехал в цирк, чтобы встретиться лично и поговорить. После долгого и непростого разговора Никулин пообещал режиссеру, что если худсовет утвердит вариант сценария с их трио, то он примет участие в съёмках.

На съемках фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967)

Говорят, что на заседании художественного совета Гайдай ультимативно потребовал участия Никулина, Вицина и Моргунова, либо он вообще отказывался работать над фильмом. Сурин махнул рукой, но предупредил, что если комедия провалится, то это будет последней работой Гайдая в стенах «Мосфильма».

Но комедия имела оглушительный успех, в том числе и за счёт участия этой великой актёрской троицы.

Фотографии опубликованы из открытых источников.