Ниже талии — ничего

Пышный воротник, пена тончайших кружев, узоры из драгоценных камней – верхняя часть силуэта богатой дамы XVI века была украшена сверх меры. Этикет позволял носить платья и рубашки, но привычная нам деталь гардероба отсутствовала. Ниже талии — ничего. Долгое время надевать что-то кроме юбок могли себе позволить очень немногие. Не было принято.

в роли Вероники Франко — К.Маккормак

У Вероники Франко, известной венецианской красавицы, панталоны были на любой вкус. Тонкие, поплотнее, с кружевами и вышивкой. На изящных завязочках. Веронику знали все: она была включена в особый каталог «Di tutte le principale et piu honorate cortigiane di Venezia» и жила на Кампо-Санта-Мария-Формоса. Когда дама переезжала, в каталог обязательно вносились правки. А в городе это сразу начинали обсуждать.

Вероника и её подруги были в курсе политических новостей, разбирались в банковском деле (и могли дать совет какому-нибудь предприимчивому венецианцу), и сочиняли стихи. Гардероб этих образованных дам тоже заметно отличался от платьев аристократок: больше красок, больше украшений и под платье надевались… панталоны. К слову, красавицы вовсе не прятали этот предмет своего гардероба. Знатные респектабельные венецианки качали головами – им и в голову не могло прийти надеть что-то подобное. У них-то в распоряжении были длинные рубашки. А вот ниже талии – ничего.

спортсменка из Древнего Рима на мозаичном панно

Любопытно, что во времена Древнего Рима женская одежда была куда разнообразнее. На фресках, которые сохранились спустя тысячи лет, легко разглядеть: под туникой сверху – плотная полоска ткани (вроде современного кроп-топа). А снизу сублигакул – нечто вроде коротких шортов, с завязками по бокам. В таком одеянии было удобно заниматься спортом (к слову, на фресках девушки и изображены «на тренировке»). Ещё одна польза от лишней тканевой полоски — меньше мёрзли. К слову, с той же целью император Октавиан Август носил под своей роскошной тогой короткие брюки. Тепло. Подобие брюк римляне освоили и когда шли завоевывать север и запад Европы.

Но женская одежда сотни и сотни лет не включала в себя никаких упоминаний о подобии римских шорт. Чтобы сохранить тепло использовали многослойные юбки: сначала льняные или из хлопка, поверх шерстяные, и самый верхний слой мог быть уже из дорогих тканей. И крестьянка, и дама из высшего общества обходились одинаково. Правда, у знатной красавицы юбок могло быть намного больше и лучшего качества. И от каждого движения они заметно шуршали. Это шуршание попало во многие литературные произведения!

«Высокая комната… становилась совсем глухой. Горничная неслышно двигалась по пушистому ковру, разнося стаканы с чаем, и только шуршали ее накрахмаленные юбки, скрипел мелок и вздыхал Николай Дмитриевич».

(Л.Н.Андреев «Большой шлем»)

фрагмент картины Ж.Э.Лиотара «Шоколадница»

Чтобы не простыть, северянки придумали надевать длинные шерстяные носки. Их носили с высокими деревянными башмаками, которые громко стучали при ходьбе. Зато они дольше служили, и могли пройти по любой грязи, что в межсезонье оказывалось немаловажным фактором. Придворная дама в своих тоненьких туфельках не смогла бы ступать по бездорожью. А голландская крестьянка – вполне. Деревянные башмаки были популярны по всей Европе, а придворные вышагивали в туфлях с красными каблуками.

Но хотя женский гардероб обходился без важной детали, у историков есть предположение, что королева Елизавета I и королева Екатерина Медичи были знакомы с вариацией бриджей. И носили их в повседневности. Елизавета вообще нередко облачалась в мужской костюм – так ей было удобнее охотиться. И французская «коллега», флорентийка Екатерина, тоже любила проехаться верхом. Логично, что, испробовав удобство некоторых предметов из мужского шкафа, они решили взять их на заметку. И Елизавета, и Екатерина считались в шестнадцатом столетии очень умными женщинами.

Но только в восемнадцатом веке панталоны обосновались в гардеробе дам из высшего света. Есть версия, что слово это пришло в моду из… итальянского театра. У персонажа комедии дель-арте было как раз такое имя, Панталоне, и носил он узкие брюки. Нетрудно догадаться, что, когда его одежду приспособили для дамских выходов, выглядела она максимально похоже.

персонажи комедии дель арте: в красном — Панталоне

И веяние моды тоже помогло! Сначала королева Мария-Антуанетта сделала популярными тонкие летящие платья-рубашки. Затем в эпоху Директории этот вид одежды еще больше усовершенствовали. Получилось красиво и холодно. И панталоны пришли на помощь.

А потом это модное веяние было уже не остановить. И современные дамы, рассматривая портреты женщин прошлых веков, всегда удивляются: неужели так и было, что ниже талии – ничего?