«О ты, последняя любовь!» Что подарил миру творческий дуэт Михаила Козакова и Анны Каменковой?

Михаил Козаков и Анна Каменкова в телеспектакле "О ты, последняя любовь!"

Он умел вдохновенно читать стихи и прозу великих классиков на творческих встречах и на телевидении, талантливо воплощать в театре и в кино комические и трагические образы. Учился у великих режиссёров и сам преуспел в этом деле. Создавал сценарии, дарил свой голос мультгероям…

Михаил Козаков на театральной сцене.

Но Михаил Михайлович был убеждён, что именно телевидение помогло ему полноценно себя выразить, дать максимальную свободу. Актёр считал телеспектакли уникальным явлением, которое позволяло властвовать на сцене не зрелищу, а слову.

Первым телеспектаклем Михаила Козакова как режиссёра стала постановка «Черные блюзы» (1968), созданная на основе поэзии негритянского самородка Л. Хьюза.

 «Не от мира сего»

Во времена службы в Театре на Малой Бронной Михаил Михайлович поставил спектакль по последней пьесе А. Н. Островского «Не от мира сего», в котором сыграл супруга в дуэте с молодой Анной Каменковой. Получился прекрасный психологический спектакль с чёткой режиссурой и тонкими актёрскими воплощениями.

Хоть сам Островский и определил жанр пьесы как «семейные сцены», поскольку в каждой семье вынуждены уживаться совершенно разные люди, имеющие свои понятия о настоящей любви. Но размышления персонажей выходят за рамки семейно-бытовых и звучат как вечные непознанные истины.

"О ты, последняя любовь!" Что подарил миру творческий дуэт Михаила Козакова и Анны Каменковой?

Ещё не отличающаяся опытом и мастерством, как Козаков, утончённая и нежная Анна Каменкова смогла воплотить на сцене образец добродетели, который живёт в ладу с совестью, любит правду и сеет добро.

Виталий Петрович Кочуев, «человек самых благородных правил» — её супруг — в исполнении Михаила Козакова явился идеальным воплощением пороков. Ожидая, по уговору с матерью невесты, получения приданого через год после свадьбы — при условии, что всё у них сложится, — новоиспечённый супруг по старой привычке заводит интрижку на стороне. Актёр искренен и во лжи, и в раскаянии, и в корыстолюбии… Ему веришь и болеешь за него душой.

И пусть заданная в постановке тема весьма серьёзна, спектакль получился ироничный: пока человек способен шутить над собой и от души смеяться, он по-настоящему жив.

«О ты, последняя любовь!»

Поэтический телеспектакль «О ты, последняя любовь!» режиссёр Михаил Козаков поставил с Владимиром Македонским в 1980 году. В постановку вошли поэтические творения Ф.И.Тютчева из «Денисьевского цикла», фрагменты писем, отразившие историю любви 43-летнего поэта к 20-летней воспитаннице Смольного института Елене Денисьевой.

Михаил Козаков и Анна Каменкова в телеспектакле "О ты, последняя любовь!"

В 1840-х годах, навещая дочерей в Смольном институте, Тютчев знакомится с их приятельницей Еленой Денисьевой, которая становится частой гостьей в его доме. Взаимное чувство немолодого человека к девушке, годящейся в дочери, вызвало осуждение света, но не разрушило любви. Отвергнутая обществом, изгнанная семьёй, Елена жила своим чувством к любимому человеку и троим детям, рождённым в этой запретной любви.

В проникновенном чтении актёрами тютчевского «романа в стихах» звучит глубокая драма любящих, но разлучённых людей, их противостояние «лицемерной морали толпы». Поэтические шедевры классика обретают новую жизнь. Понятие о высоком чувстве наполняется новым смыслом.

Кумиры уходят — шедевры, созданные ими, остаются. Низкий поклон и вечная память Михаилу Козакову! Искренняя благодарность прекрасной Анне Каменковой!