Он пил вместе с матерью, которая разрушила его жизнь и карьеру. Как сложилась судьба актёра Николая Погодина?

Сегодня поговорим о жизни и творчестве советского и российского актёра театра и кино, Заслуженного артиста Российской Федерации Николая Николаевича Погодина (не пусть со сценаристом по отчеству Фёдорович).

Замечательного актёра многие зрители наверняка помнят по небольшим, но ярким ролям в таких известных картинах, как «Девчата«, «Ирония судьбы, или с Лёгким паром!«, «Бриллиантовая рука» и других.

Жизнь Николая Погодина примечательна тем, что хотя он и повторил судьбу многих артистов, постоянно балансируя между пагубной привычкой, семьей и работой, алкоголь в жизни актёра появился благодаря “стараниям” его матери.


На фотографии: Николай Погодин и его роли в кино

Николай Погодин родился 18 ноября 1930 года в городе Истра Московской области в семье лесничего Николая Сергеевича и домохозяйки Александры Владимировны Погодиных. Его мать отлично играла на баяне и знала много народных песен, благодаря чему, она была частой гостьей на всех местных праздниках и застольях. На эти вечеринки ходил и Николай, который впитывал атмосферу веселья и распития горячительных напитков. В будущем, по настоянию матери, Николай начал также играть баяне, вместе с которым его можно было частенько увидеть на экране.


На фотографии: Николай Погодин

Николай Погодин учился в Истринской средней школе № 2, когда началась Великая Отечественная война, которая выпала на юные годы будущего актёра. Вскоре его отец ушел в партизаны, а мать с двумя детьми осталась в городе. В ноябре 1941 года фашистское командование избрало Истринское направление для нанесения решающего удара, чтобы захватить Москву.

Город оказался в руинах и вскоре семья решила перебраться в соседний Дедовск, который также находился в Истринском районе. В 1946 году, после окончания восьми классов, Николай поступил в железнодорожный техникум, где он учился на техника-электрика. В 1950 году по комсомольской путёвке Николай Погодин отправился на строительство «Донтоннельстроя«, где он проработал в течение двух лет, параллельно получая среднее образование в школе рабочей молодёжи (ШРМ).

Осознав, что ошибся в выборе профессии, Николай Николаевич решил осуществить свою детскую мечту и в 1952 году поступил на актёрский факультет ВГИКа, в мастерскую Юлия Яковлевича Райзмана.

В 1956 году, ещё будучи студентом театрального института, Николай Погодин дебютировал в кино, снявшись в военной драме Александра Иванова «Солдаты«, где исполнил роль комвзвода Карнаухова.

В 1958 году Николай сыграл единственную свою главную роль в картине «Город зажигает огни«. После чего последовала череда второстепенных ролей, по три-четыре в год, среди которых особого внимания заслуживают такие картины, как «Добровольцы» (1958), «Жестокость» (1959), «Тучи над Борском» (1960) и другие.

В 1961 году Николай Николаевич прославился ролью Сашки-гармониста в комедии «Девчата«, который заводит роман с героиней Люсьены Овчинниковой. А песня «Старый клён«, которую они исполнили впервые, причём в дуэте, стала в дальнейшем очень популярной и полюбилась многим зрителям.

В дальнейшем для Погодина роли гармонистов стали своеобразным отличительным знаком. Например, достаточно вспомнить следующие кинофильмы: «Мы, русский народ» (1965), «С весельем и отвагой» (1973), «Достояние республики» (1971), «Ирония судьбы, или с Легким паром!» (1975).

Жизнь Николая Погодина складывалась вполне нормально. Актёр не бедствовал, снимался в небольших ролях, но зато постоянно. Проблемы у Николая начались из-за застолий, которые устраивала его мать. Она поощряла его пагубную привычку, да и сама очень любила выпить.
Постепенно, из года в год, Александра Владимировна разрушала семейную жизнь своего сына. После двенадцати лет брака от Погодина ушла его супруга, которая уже не могла бороться с влиянием свекрови. К тому же, матери актёра было всё равно, что в его семье подрастала дочь Елена.

Затем у Николая Погодина начались трудности на работе. После окончания института он был зачислен в штат Театра-студии киноактера, а через десять лет его оттуда уволили, из-за того, что он постоянно нарушал производственную дисциплину. Потребовалось два года долгих переговоров, увещеваний и ходатайств, прежде чем Николая Николаевича восстановили на прежней работе. Но вскоре Погодин опять пришёл на съёмочную площадку в пьяном виде и в этот раз его уже уволили окончательно, без права восстановления.


На фотографии: Николай Погодин

Ни одна советская киностудия не хотела связываться с запойным Погодиным. В течение восьми лет он либо сидел без работы, либо снимался в картинах по договорам, пока в 1980 году его не взяла под своё крыло киностудия имени Горького.

В какой-то момент Николай Погодин “завязал” с алкоголем и вплоть до 1990-х снимался без перерыва. Среди лучших его ролей достаточно вспомнить милиционера в “Бриллиантовой руке” (1968), директора совхоза в “Калине красной” (1973) или робота в “Отроках во Вселенной” (1974). Последней работой в кино для Погодина стала роль очередного гармониста в драме Сергея Урсуляка “Сочинение ко Дню Победы” (1998).
Николай Николаевич Погодин ушёл из жизни 15 декабря 2003-го в Дедовске, Московской области. Ему было 73 года.