Он так и остался на всю жизнь «Пал Палычем Знаменским». Как «проходная» роль развернула карьеру талантливого актёра Георгия Мартынюка

Как и многие послевоенные подростки (Георгий Яковлевич родился в 1940 году), он мечтал стать артистом. И если не Леонидом Утесовым, то хотя бы Николаем Черкасовым или Борисом Бабочкиным. Поэтому все школьные годы ходил в драмкружок, а получив аттестат, поехал в Москву поступать в ГИТИС.

Позже он вспоминал, что на экзаменах, как и многие, читал басню. Получилось плохо. Был зажат, краснел, пару раз замялся, но к своему удивлению, его приняли. Наверное, свою роль сыграла внешность. Он был высоким, стройным и симпатичным юношей.

После института распределили в Московский театр на Малой Бронной, где актёр проработал более полувека, сыграв шестьдесят (!) театральных ролей.

В кино актер появился не сразу, только через пять лет. Вначале были эпизоды и роли второго плана. Актёр тяготел к классике, но попадались в основном роли в современных сюжетах.


«Тишина» (1963).

Как-то на съемках фильма «Щит и меч», где Мартынюк играл роль советского разведчика, он сказал режиссёру, что роль, конечно, положительная и почётная, но он с удовольствием променял бы её на роль Грушницкого у Лермонтова или предателя Швабрина у Пушкина. Владимир Басов тогда ему ответил, мол, не волнуйтесь, с вашей-то внешностью, своего Андрея Болконского вы еще сыграете, и не один раз.


«Щит и меч» (1968).

Но время шло, а на главные роли кинорежиссеры не приглашали. Пока в 1971 году ему не предложили роль майора милиции Знаменского в криминальном детективе «Черный маклер». Позже это фильм будет первым в цикле «Следствие ведут ЗнаТоКи». Но в начале планировалось всего три-четыре фильма, сценарии к которым были написаны по реальным делам органов внутренних дел, раскрытым в конце шестидесятых годов.

Прочитав сценарий, Мартынюк позже признался, что роль ему не понравилась, так как была малоэмоциональной и не выразительной. Тем более, что режиссер Вячеслав Бровкин на первый план выставлял саму историю, а не личности следователей. Но согласился на эту «проходную», как он считал, роль по двум причинам. Во-первых, это всё-таки была его первая главная роль в кино, а во-вторых, его партнером по фильму был его коллега по театру и большой друг по жизни Леонид Каневский.

В итоге они сыграли роли своих милиционеров так, что внимание зрителей было больше притянуто именно к ним, а не к детективной истории. После успеха первых трёх фильмов было принято решение о продолжении цикла под общим названием «Следствие ведут ЗнаТоКи».

Всего за тридцать лет было снято двадцать четыре фильма, а «проходная роль» Пал Палыча Знаменского стала занимать главное место в кинокарьере Георгия Мартынюка. К сожалению, его мечта сыграть значимую роль в классическом кино так и осталась мечтой. После успеха Знаменского, кинорежиссеры не видели в нём ни Андрея Болконского, ни даже Швабрина.




За тридцать лет сериала, Знаменский от майора дослужился до…

После кончины актёра от рака легких в 2014 году, его друг Леонид Семёнович Каневский сказал:

«Он был потрясающий человек, добрейший, наивный, такой ранимый И очень талантливый. Причём не просто как артист — он был талантлив во многом. Писал стихи и замечательные эпиграммы, с большим чувством юмора»

73-летнего Народного артиста России похоронили на Троекуровском кладбище в Москве.

__________________