«Осенний марафон». Кто пробовался на роль Бузыкина, зачем состарили Гундареву и другие интересные факты о фильме

Классический любовный треугольник. Жена, любовница, завравшийся и запутавшийся между двух женщин муж. В ситуации нет прошлого, будущего, да и настоящего тоже. Это скорее не жизнь, а нудный сон, из которого хочется выбраться, исчезнуть, при этом невозможно проснуться.

Предыстория

1979 год – в СССР разгар периода, который позднее назовут «застоем». Муки творчества доброй половины театральных актеров и кинорежиссеров «уходят в песок»: порывы гасят цензура, придирки начальства и собственное состояние души. В результате появляются фильмы «ни о чем» – либо с непонятным концом, либо на производственную тематику с откровенной пропагандой достижений социализма.

Автор пьесы «Горестная жизнь плута» Александр Володин создал ее по собственным переживаниям и ощущениям. Он тоже болтался в подобном «треугольнике», только исход был гораздо трагичнее: любовница умерла после родов от обострившейся проблемы сердца.

Результат своих трудов писатель показал другу – Александру Калягину. Тот нашел его гениальным и предложил отдать сценарий в студию Георгия Данелии и лично сыграть главную роль. Режиссер, только что выпустивший в свет «Афоню» и «Мимино», решил переадресовать работу начинающим режиссерам. Такой вариант не устроил знаменитого актера. Когда за работу уговорили взяться самого мэтра, Данелия посчитал самого Калягина неподходящим артистом.

Подбор актеров

Помощник режиссера сразу предложила Олега Басилашвили. Данелия же не был знаком с творчеством ленинградского актера, видел его в «Служебном романе», где артист играл совершенно иной характер. Он перепробовал большинство московских знаменитостей: Куравлева, Губенко, Анатолия Кузнецова и еще десятка два претендентов. Получалось, как в анекдоте: «Не знаю, но не так!»

Тогда помощница на свой страх и риск вызвала Басилашвили на пробы. С актером она договорилась, чтобы тот изобразил неудачника и рохлю Бузыкина прямо на улице. Данелия увидел ситуацию якобы случайно. Больше вопросов по главному герою не возникало.

В роли любовницы Аллочки Данелия видел исключительно Марину Неелову, запомнив ее еще в студенческий период. Популярную на тот момент актрису снимали по индивидуальному графику в связи с ее полнейшей загруженностью.

Наталью Гундареву отобрали, несмотря на ее возраст: она была моложе Нееловой на год. Усталость и старение сделали грим и талант.

Бездарную, но нахальную коллегу Бузыкина изображала Галина Волчек. Опытная артистка сыграла убедительно, но собственный результат на премьере ей показался ужасным. После этого она и удалила свою знаменитую бородавку с носа.

Профессора-иностранца исполнил не актер, а журналист Норберт Кухинке, знакомый одного из участников съемочной группы. Чтобы добиться разрешение на его работу в картине, Данелия прошел несколько кругов ада по инстанциям через Госкино, МИД, КГБ. Полного согласия не дал никто. Снимать решили под собственную ответственность, заменили только национальную принадлежность героя: вместо немца появился датчанин.

Евгений Леонов был одним из любимых актеров Данелии, его участие даже не обсуждалось. Именно его фразы ушли в народ:

· «Хорошо сидим»;

· «Тостующий пьет до дна!»;

· «Я за вас выпил, значит, вы – тостуемый» и другие.

Детали съемочного процесса

Название фильма «Осенний марафон» одним кажется более оптимистичным, чем пьесы, другим наоборот, так как жизнь героя – бег по бесконечному замкнутому кругу.

Натурные съемки проводились в Ленинграде. В кадрах хорошо узнаваемы Казанский и Исакиевский соборы, здание 12 коллегий и Менделеевская набережная, Невский проспект, канал Грибоедова, Инженерный мост и Михайловский замок, Стрелка Васильевского острова, река Фонтанка, ее набережные и мосты.

Руководство «Мосфильма» считало, что конец должен быть по-советски положительным: Бузыкин должен вернуться в семью. Данелия отказался. Госкино крамолы не увидело.

После премьеры

Среди мужской половины съемочной группы только Леонов оказался верным мужем, создавшим семью раз – и на всю жизнь. Остальные в какой-то мере переживали события, подобные происходящим в картине.

Зрители-мужчины предпочитали смотреть фильм в компании друзей. А вдруг жена будет следить за выражениями лица супруга, а затем сделает неутешительные выводы. Женщины поголовно ненавидели тряпку-Бузыкина и за измену, и за неспособность сделать окончательный выбор.

В первую десятку рейтинга по числу просмотров картина не попала. Ей трудно было соревноваться с «Женщиной, которая поет», «Экипажем» или Москвой, которая слезам не верит.

На Западе фильм встретили более благосклонно. Он получил призы Сан-Себастьянского, Венецианского, Берлинского и Габровского фестивалей.