Почему Бах и Моцарт не считали скрипку Страдивари лучшей?

Мода распространяется не только на внешний вид, но и на звучание музыкальных инструментов. Электрогитару Gibson Super 400 Элвиса Пресли нипочём не спутать с электрогитарой Fender Stratocaster Дэвида Гилмора или Ibanez Destroyer Эдди Ван Халена.

1 из 2


Пресли с «Джибсоном» и «Джибсон» отдельно, без Пресли (2 фото)

Послушав даже совершенно незнакомую запись, любой меломан уверенно скажет – «эта песня записана в 60-х годах» или «это самое начало 80-х». Как он это поймёт? По звуку.

1 из 2


Гилмор со «Стратокастером» – и «Стратокастер» собственной персоной (2 фото)

Однако в данном случае мы говорим о более-менее современной эстрадной музыке. А справедливо ли говорить о «модном звуке» и «модных инструментах» в отношении музыки классической, академической? Ведь та музыка, которую мы считаем академической и старинной, когда-то была самой что ни на есть современной!

Скажем, Бетховен или Шопен очень удивились бы, услышав современные записи их произведений – той же «Лунной сонаты» или «Экспромта до-диез минор». Потому что современные рояли и пианино по конструкции существенно отличаются от тех, на которых играли Бетховен и Шопен – их звук мощнее, глубже, тембр ярче, длительность звучания нот (сустейн) намного продолжительнее. И, напротив, современный пианист, решивший поиграть на рояле, сделанном в конце XVIII века, скорее всего, остался бы недоволен – ход клавиш лёгкий, «мелкий», звучание довольно тихое, сухое,«камерное», немножко «гнусавое», с небольшим динамическим диапазоном.

Самый, наверное, знаменитый среди непрофессионалов академический «мастеровой» музыкальный инструмент – это скрипка, а самый знаменитый скрипичный мастер – это, конечно же, Антонио Страдивари. Скрипки Страдивари ценятся сейчас просто безумно высоко – например, скрипка «Леди Блант», сделанная в 1721 году, была продана в 2011 году за рекордную сумму в 16 миллионов долларов – то есть около 1 миллиарда 300 миллионов рублей.

Скрипка Страдивари Леди Блант

Звучание скрипок Страдивари считается в современном музыкальном мире эталонным. Практически не уступают инструментам Страдивари скрипки Гварнери дель Джезу (скажем, знаменитая «Вдова Паганини»). Однако если бы мы перенеслись, скажем, в XVII век, во времена Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя, и поинтересовались бы мнением этих композиторов о скрипках Страдивари и Гварнери, то… Очень бы удивились!

Потому что Бах отзывался об инструментах работы Страдивари довольно сдержанно – и уж точно никогда не считал их лучшими в мире! Хорошими – но никак не лучшими. И тут мы снова вспоминаем о таком явлении, как «мода на звук». Для Баха, Моцарта и Генделя инструменты Страдивари и Гварнери звучали слишком ярко, «вульгарно», «крикливо»!

Приблизительно со второй четверти XIX века, прежде всего благодаря непревзойдённому виртуозу Никколо Паганини, вошёл в моду мощный и глубокий звук скрипки, певучий, вибрирующий, напоминающий женские оперные голоса – сопрано и меццо-сопрано. Именно таким звуком обладают скрипки Гварнери и Страдивари. Однако раньше, во времена Баха и Генделя, модным был совершенно иной звук! Тогда идеалом красоты считался не женский голос, а мальчиковый!

Дискант – очень высокий певческий голос мальчиков 8-12 лет, не такой мощный, вибрирующий и глубокий (у детей маленькие лёгкие, не то что у взрослых), зато «чистый», «хрустальный». Скрипки с такими голосами в XVII веке делал австрийский мастер Якоб Штайнер из города Абзама. Именно его Бах, Гендель и Моцарт считали лучшим в мире скрипичным мастером, именно его скрипки выбирали для своих оркестров.

Скрипка работы Якоба Штайнера

О фантастической популярности инструментов Штайнера свидетельствует, помимо всего прочего, огромное количество подделок. А подделывают всегда только то, что пользуется высоким спросом. Специалистам известны отдельные подделки инструментов Страдивари и Гварнери (а также авторские копии этих скрипок, например, работы французского мастера Вильома). Но ни Страдивари, ни Гварнери даже не снилась поистине «конвейерные» подделки Штайнера!

Настоящая этикетка Якоба Штайнера

Настоящих «Штайнеров» сохранилось мало, и они исключительно высоко ценятся специалистами – а вот подделок самого разного рода насчитываются тысячи (если не десятки тысяч). Мелкие и даже крупные мастерские Германии и Австрии наладили массовое производство таких «якобы Штайнеров», которое продолжалось вплоть до конца XIX века.

Поддельная скрипка Штайнера, XIX век

В редакцию «Лучика» попал один из поддельных «Штайнеров», изготовленный около 1880 года. Если посмотреть сквозь эфу внутрь, можно увидеть этикетку с латинской надписью: «Jacobus Steiner in Absam prope Oenipontum 1616» – то есть «Якоб Штайнер из Абзама, близ Инсбрука, 1616 год».

Этикетка внутри поддельного Штайнера

Однако видно, что, во-первых, этикетка явно не написана от руки, а отпечатана в типографии, только последние две цифры года дописаны карандашом. А, во-вторых, мошенник так увлёкся, что, стремясь максимально «состарить» скрипку, написал «1616 год» – хотя сам Якоб Штайнер родился в 1617 году!

Этикетка внутри поддельного Штайнера с 1616 годом

Получается, эту скрипку он изготовил ещё за год до своего собственного рождения. Забавно! Справедливости ради стоит отметить, что многие поддельные «Штайнеры» всё равно звучат не хуже современных мастеровых скрипок и однозначно лучше китайских и даже европейских фабричных новоделов.