Почему Хрущев запретил знаменитую картину «Кубанские казаки» и кто этот фильм амнистировал через много лет?

Не все знают, что легендарный фильм Ивана Пырьева «Кубанские казаки», который считался эталоном советской пропаганды, позже был запрещён и много лет пропылился на полках «Госфильмофонда». И это случилось всего через шесть лет после премьеры и триумфального всесоюзного проката, когда кинокартину с восторгом приняли миллионы советских зрителей.

Фильм бы снят в 1949 году по сценарию известного писателя и драматурга Николая Погодина. По сюжету два соседних колхоза где-то на Кубани, соперничают между собой в социалистическом соревновании. При этом в фильме демонстрируется высокое благосостояние колхозников, а вся картина пронизана позитивом, и даже у зрителей приходили мысли о появлении первых признаков коммунизма в этих двух советских колхозах уже в послевоенные годы.

И это в то время, когда страна в действительности еще не оправилась от войны, и в большинстве городов и областей функционировала карточная система распределения продуктов и товаров первой необходимости.

Но, тем не менее, наивные зрители верили, что такая счастливая жизнь уже где-то наступила, а значит, скоро наступит и в их городе или посёлке. В этом и был основной посыл фильма, как позже в одной из телепередач «Кинопанорамы» рассказал Эльдар Рязанов, который сам об этом услышал от Ивана Александровича Пырьева.

Но как бы там кто ни думал, получился настоящий киношедевр, который зрители полюбили всей душой, а музыка из картины тут же ушла в народ.

Не все знают, что уже ставшие по-настоящему народными песни «Ой, цветёт калина» и «Каким ты был, таким остался», были написаны специально для этого фильма и впервые прозвучали с киноэкрана.

И уже совсем немногие помнят и знают, что до 1956 года фильм существовал в первоначальной версии, которая была утрачена ориентировочно в 1967 году и сегодня считается окончательно утерянной.

А этому в хронологическом порядке предшествовали следующие события.

В феврале 1950 года прошла триумфальная премьера картины и в следующие пять лет проката её посмотрели ориентировочно от 40 до 90 миллионов зрителей. К сожалению, в те годы точная статистика таких показателей не велась, но известно, что было изготовлено около 2-х тысяч копий фильма, которые не залеживались, и даже, наоборот, за этими кинолентами выстраивались очереди из кинотеатров и сельских домов культуры.

В 1956 году в своей исторической речи на двадцатом съезде партии Хрущев упоминал эту картину как вредный элемент сталинской пропаганды, который воспевал культ личности Сталина и уводил мысли народа от реальности лакируя действительность. По мнению Хрущева, большинство советских колхозников чувствовали себя ущемлёнными, потому что то, что происходило у них в колхозе, было совсем не похоже на то, что показано в фильме.

Что касается культа личности, то он сообщил, что в фильме имя Сталина упоминается 18 раз. То есть, в среднем каждые 6 минут. Это различные тосты и здравицы в честь вождя, его имя неоднократно всплывает в разговоре колхозных руководителей, и даже в разговоре влюбленных Даши и Николая они пару раз с восхищением говорят о Сталине.

В те годы это была даже не дань времени, а обязательное условие для новых фильмов. Но Пырьев в этом вопросе чересчур перестарался, так как Сталин не любил откровенную лесть. Хотя говорят, что Сталину картина понравилась.

А обычные зрители даже не обращали внимания на частое упоминание фамилии вождя. В то время к этому все привыкли, и это считалось обыденной нормой.

И вот всё это Хрущев подверг жёсткой критике. Сначала мимолётом на съезде партии, а чуть позже, уже подробно на совещании в министерстве культуры. Конечно же, после такой реакции главного руководителя страны картину быстро убрали «на полку», а все копии из проката изъяли и уничтожили.

И вот прошло более десяти лет. Рассказывают, что в 1967 году вспомнил об этом фильме сам Брежнев, которому он раньше очень нравился. Картину тут же достали с полки и отредактировали. Убрали все упоминания о вожде, включая кадры, где Сталин присутствует в виде портрета на стене, бюста и т.д., и выпустили фильм в прокат. Правда, в основном по домам отдыха и санаториям, где не нужно было в кинозал покупать билеты . А еще почти ежегодно фильм стали показывать по телевидению в дни советских праздников. И уже позже картина была оцифрована.

В 2011 году в Госфильмофонде попытались разыскать первую версию фильма, но безуспешно. Поэтому сегодня она официально считается утраченной.

В статье использованы кадры из фильма «Кубанские казаки» (1949 год).