«Пошел в Дом кино — напился и подрался с В. Ливановым». 10 самых едких цитат из дневника Андрея Тарковского

Гениальные люди зачастую бывают желчными, завистливыми, жадными и откровенно злыми. Некоторые гении обладают одним из этих качеств, а некоторые — и всем этим «неджентльменским набором». Именно таким, судя по дневникам, был гениальный советский режиссер Андрей Тарковский, реформатор мирового кинематографа, человек, которого называли своим учителем Ларс фон Триер, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Александр Звягинцев.

Дневники Тарковского — это то еще чтение, скажу я вам! Кажется, Андрей Арсеньевич ненавидел и презирал всех, в особенности же – себя. В русской литературе есть, пожалуй, еще только два аналогичного уровня откровенности дневника – дневник Ивана Бунина и дневник Ивана Нагибина.

Впрочем, как и дневники Бунина и Нагибина, записи Тарковского содержат много правды и являются любопытнейшим документом эпохи.

«Саша Гордон показывал сегодня материал «Кражи». Смотрели вместе с ним. Страшное зрелище. Очень плохо. Ужасно плохо.»

Александр Витальевич Гордон (к телеведущему не имеет никакого отношения) — советский и российский режиссер и актер. Снимал в основном детективные фильмы, ныне благополучно позабытые. Снятый в 1970 году психологический детектив «Кража» — среднего уровня авантюрное кино о похищении шпаги 18-го века.

«Видел фильм Алова и Наумова «Бег». Это ужасно! Издевательство над всем русским — характером, человеком, офицером. Черт-те что!»

Фильм «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова, снятый по одноименной пьесе Булгакова — классика советского кино. В данном случае очень сложно согласиться с Тарковским.

Андрей Арсеньевич Тарковский. Фото из свободного доступа.

«Пошел в Дом кино — напился и подрался с В. Ливановым. Ни он, ни я не можем выйти из дома — друг друга поласкали. На другой день звонил он мне — извинялся. Видно, сам начал. Я-то ничего не помню.»

Мы привыкли к спокойному и рассудительному образу Шерлока Холмса в исполнении Василия Ливанова. Однако, оказывается, актер вполне себе способен на весьма экстравагантные поступки, например, драку с будущим классиком мирового кино.

«Актеры глупы. В жизни еще ни разу не встречал умного актера. Ни разу! Были добрые, злые, самовлюбленные, скромные, но умных — никогда, ни разу. Видел одного умного актера — в «Земляничной поляне» Бергмана, и то он оказался режиссером.»

Это спорное высказывание очень похоже на слова Эдуарда Лимонова о писателях. Эдуард Вениаминович также был уверен, что писатели в массе своей — люди недалекие.

«Правда, сам Чухрай мне не нравится. Человек он глупый, самовлюбленный и бездарный. В свое время он стал идеологом мещанства со своими «41-м» и «Балладой о солдате». Капризный, ненадежный и пустой человек.»

Весьма неоднозначное высказывание о классике советского кино.

«Швейцария невероятно чистая, ухоженная страна, в которой хорошо тем, кто очень устал от суеты. Очень похожа на сумасшедший дом — тишина, вежливые сестры, улыбки…»

А вот это высказывание — невероятно меткое и остроумное. Как говорится — не в бровь, а в глаз!

«Андрон, не…й, не отдает долг (500 с лишним).

А это просто констатация факта. Известно, что Андрон Сергеевич Кончаловский занимал деньги и в СССР, и в США, и почти никогда не отдавал. Даже брат Никита обижался.

Тарковский и Кончаловский. Фото: Яндекс. Новости.

«Смотрел в театре Моссовета «Турбазу» (название-то какое — хамски-претенциозное) — пьесу Радзинского в постановке Эфроса. И пьеса плохая (очень), и постановка плохая (тоже очень). Очень хорошая актриса Неёлова — первый класс. Только играть ей нечего.»

Собственно, Маэстро прав по всем статьям. Пьесы Радзинского достаточно низкого уровня, постановки Эфроса отличались пошлостью, а Марина Неелова — выдающаяся актриса.

«Только что (1 мая) вернулся из Италии. Была так называемая премьера «Соляриса». Ездили втроем — я, Банионис и Н. Бондарчук. Боже, ну и глупа же Наталья!»

Эта запись в дневнике особенно поражает, если знать, что 20-летняя Наталья Бондарчук была любовницей Тарковского.

Как видим, в дневниках Андрей Арсеньевич коллег не щадил. Вообще, о характере Тарковского ходят легенды: его желчность и неуступчивость стали в киношном мире притчей во языцех. Но, может быть, без этих качеств он не снял бы такие великие фильмы, как «Солярис» и «Сталкер»?

Как думаете?

Всем добра!