«Проверка на дорогах»: Прекрасный фильм, запрещенный в СССР за «искажение правды о войне»

Жаркий летний день. Буксир «А. Пушкин» тащит по реке баржу с советскими военопленными. Сотни потерявших надежду людей пустыми глазами смотрят куда-то вдаль. Один из немецких конвоиров заводит патефон с трофейной грампластинкой, и по округе разносится романтический шлягер, звучащий так чуждо на фоне развернувшейся безжалостной войны…


Источник: kinopoisk.ru

В 1967 году режиссер Алексей Герман снял свой первый фильм «Седьмой спутник» в соавторстве с Григорием Ароновым. Но полноценного «сольного» дебюта Герману пришлось ждать еще несколько лет: только в 1970-м Ленфильм доверил ему картину о Великой Отечественной войне. Основой нового фильма стала повесть Юрия Германа (отца Алексея) «Операция «С Новым Годом!», адаптированная для большого экрана сценаристом Эдуардом Володарским.

Съемки длились пять месяцев и проходили на территории Калининской (ныне Тверской) и Ленинградской областей. Актерский состав подобрался великолепный: Ролан Быков («Служили два товарища»), Владимир Заманский («Освобождение»), Анатолий Солоницын («Андрей Рублев»), Олег Борисов («На войне как на войне»), Николай Бурляев («Иваново детство»), и это еще далеко не весь список. Консультировал съемочную группу ветеран ВОВ, герой Советского Союза, Владимир Никифоров.

Бить морды арестованным, много храбрости не надо.

Источник: kinopoisk.ru

Декабрь 1942 года. Псковская область оккупирована немецкими войсками, а местные жители пытаются выкарабкаться из сложившейся ситуации. Каждый делает это по-своему: одни переходят на службу Германии, а другие продолжают сражаться с врагом. Бывший деревенский участковый Иван Локотков, командущий разношерстным партизанским отрядом, сталкивается с серьезной проблемой: в округе нет еды. Голодные люди выбились из сил и с трудом выполняют приказы, когда внезапно судьба преподносит сюрприз.

Один из партизан берет в плен Александра Лазарева, советского гражданина, добровольно перешедшего на сторону немецких войск. Лазарев клянется, что раскаялся в своем поступке и готов искупить вину перед Родиной. Только дайте, мол, такую возможность. Изменнику никто не хочет верить, а особо отчаянные требуют его пристрелить, но у Локоткова на Лазарева свои планы. Командир задумал провести мероприятия по захвату вражеского эшелона с продовольствием, и с наличием Лазарева сделать это будет гораздо проще, ведь охрана железнодорожной станции знает Александра в лицо. Политрук кричит, что изменнику доверия нет, но Локотков рискует, и отправляет Лазарева и еще нескольких человек на станцию…

— Ты посмотри, Лазарев, какая на тебе форма, и какая на мне. Я, Лазарев, на сегодняшний день лейтенант Красной Армии. А ты пока что, на сегодняшний военный день, есть предатель Родины. Вот такая, Лазарев, получается картина в цветах и красках.

Кадр из фильма «Проверка на дорогах». Источник: kinopoisk.ru

Военная драма «Проверка на дорогах» испытывала производственные проблемы с самого начала. К тяжелейшим погодным условиям добавились и претензии со стороны чиновников: картину трижды отправляли на доработку. Но самое печальное было впереди: 10 сентября 1971 года сценарная редколлегия вынесла неутешительный «приговор». Председатель Госкино СССР Алексей Романов обвинил Германа в «искажении образа героического советского народа» и признал Локоткова «некомпетентным партизанским руководителем». Фильм убрали на полку.

Партийным работникам, видимо, было невдомек, что Германа консультировал непосредственный участник тех событий Владимир Никифоров, и в недостоверности «Проверку на дорогах» уличить уж никак нельзя. Наоборот, картина выглядит невероятно реалистичной, а некоторые ее сцены трогают до самой глубины души. Деревенский мужик, догоняющий корову Розку, женщина, бросившаяся снимать под обстрелом сохнущее белье, или бабка, из всех вещей взявшая с собой только икону, но вынужденная оставить ее под кустом в лесу. Но это все второстепенные детали, а главное тут — отношения Локоткова и Лазарева.

Кадр из фильма «Проверка на дорогах». Источник: kinopoisk.ru

Не будет преувеличением сказать, что Ролан Быков гениально справился с ролью партизанского командира. Его персонаж получился мудрым и душевным, не потерявшим человеческий облик в безжалостной мясорубке войны. На Руси издревле говорили, что именно на таких людях и держится Земля. Ведь только тот, кто способен проявить милосердие, истинно силен духом и непобедим в бою. Локотков — это квинтэссенция лучших гуманистических идеалов, помноженная на спокойствие и рассудительность. Как трезво он вел себя в эпизоде с подрывом моста! И как мило предлагал «похлебать супчика» вытащенному из петли Лазареву.

В «Проверке на дорогах» вообще нет слабых персонажей. А каков тут герой Бурляева, выглядящий просто чудовищно на контрасте с Локотковым. И ведь этот актер снимался у Тарковского в «Ивановом детстве»! Поразительное перевоплощение. Остается лишь порадоваться, что 15 лет спустя, в августе 1985 года, картина Германа получила-таки прокатное удостоверение. А еще через год вошла в топ-3 самых популярных фильмов СССР, и Ролана Быкова зрители признали одним из лучших актеров года. Время и публика посрамили недалеких партийных бюрократов, в очередной раз доказав, что настоящее искусство вечно.