Сапоги всмятку, цыганки к столу и «страм» Григория Распутина. История ресторана «Яръ» — одного из самых злачных мест Москвы

Хотите вымазать лицо официанту ядреной московской горчицей? А может, вам хочется разбить бутылкой от шампанского дорогое зеркало, привезенное прямиком из Венеции? Или ваше благородие желает провести время тет-а-тет с актрисой или певичкой? Тогда вам в ресторан «Яръ» — место лихих кутежей и хмельных красавиц!

Впрочем, в XIX веке ресторан «Яръ» не нуждался ни в такой, ни в какой бы то ни было иной рекламе: все и так знали, что в этом заведении происходят невиданные кутежи, а кухня там — одна из лучших в Российской Империи.

«Ресторан «Яръ». Открытка конца 19 века.

Строго говоря, ресторан «Яръ» — это, как сейчас бы сказали, франшиза. Под этим названием в Москве работало сразу несколько точек. Однако, наиболее известным стало заведение на Петербургском шоссе (в наше время — Ленинградский проспект).

Основателем сети стал француз Транкиль Яр, открывший ресторан «Яръ» в 1826 году на Кузнецком мосту. Вот что писали о новом заведении в газете «Московские ведомости»:

«Открылась ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах».

Гораздо важнее газетной рекламы непосредственные отзывы посетителей. Один из них оставил Александр Сергеевич Пушкин, для которого посещение «Яра» было обязательным московским ритуалом:

Долго ль мне в тоске голодной

Пост невольный соблюдать

И телятиной холодной

Трюфли Яра поминать?

В 1836 году открылся ресторан на Петербургском шоссе, а в 1848-ом — в старом саду «Эрмитаж» на Божедомке.

В 1871 году владельцем ресторана на Петербургском шоссе стал московский купец Аксенов по прозвищу «Апельсин». Именно при Аксенове заведение приобрело сомнительную славу места, где творятся невиданные кутежи, а состоятельные господа могут за деньги совершать над официантами разнообразные «забавы», а также пользоваться актрисами и певицами по своему усмотрению.

Сапоги всмятку

Расцвет ресторана «Яръ» на Петербургском пришелся на конец XIX- начало XX века. В 1896 году заведение выкупил у Апельсина разбогатевший официант Алексей Акимович Судаков. Алексей Акимович был выходцем из простых крестьян Ярославской губернии, но упорным трудом и бережливостью он добился невиданного богатства — состояние Акимова оценивалось более чем в 300 тыс. рублей.

При Судакове ресторан «Яръ» становится одним из самых модных мест Москвы. В 1910 году Алексей Акимович нанимает известного архитектора Адольфа Эрихсона, которые построил новое здание ресторана в модном тогда стиле модерн. Это был настоящий шедевр архитектуры — граненые купола, арочные окна, светильники по всему фасаду. В ночное время ресторан Яръ сверкал в темноте, как новогодняя елка, привлекая все новых и новых посетителей.

Но еще больше посетителей привлекали слухи о том, что в устроенных в «Яре» «кабинетах» за вполне приемлемую плату можно приватно пообщаться со смуглой красавицей из цыганского ансамбля.

Актриса из цыганского ансамбля. Фото: общественное достояние.

Музыкальная программа была важнейшей «фишкой» «Яра». Здесь выступал знаменитый цыганский хор Егора Полякова, пела очаровательная Олимпиада Федорова (Пиша), звучала легендарная соколовская гитара.

Цыганская певица Олимпиада Федорова (Пиша).

Посетители танцевали до упада, что называется, «от зари до зари». «Сапоги всмятку» — такое выражение было в ходу среди ресторанной публики. Бывали случаи, когда особо затанцевавшегося купца выносили из «Яра» вперед ногами — сердце не выдерживало бешеной пляски.

После танца не в меру развеселившиеся завсегдатаи требовали «подать на стол» приглянувшуюся цыганку.

В «Яре» любили отдыхать и знаменитости — писатели А. Чехов, А. Куприн, М. Горький, Л. Андреев, певец Ф. Шаляпин, поэт К. Бальмонт, предприниматель С. Морозов, адвокат-«московский златоуст» Ф. Плевако. При посещениях Белокаменной, обязательно заявлялся в «Яръ» и Григорий Ефимович Распутин.

«Твоя красота выше гор»

С именем Григория Распутина связан самый громкий скандал из когда-либо бывших в ресторане «Яръ». Слухи о предосудительном поведении «старца» начали распространяться в Москве после 26 марта 1915 года — именно в этот день Распутин побывал в «Яру».

По поручению командующего отдельным корпусом жандармов Владимира Федоровича Джунковского полковник московской охранки Мартынов собрал все слухи об инциденте.

Согласно донесению Мартынова, Распутин прибыл в ресторан в 11 часов вечера с молодой спутницей, журналистом Николаем Соедовым и светской дамой Анисьей Решетниковой. Все трое уже изрядно были навеселе. Компания сняла самый дорогой кабинет и пригласила туда женский хор.

Далее Мартынов сообщал следующее:

Кроме того, всем певичкам ресторана «старец» раздал записки с одной лишь фразой «Твоя красота выше гор. Григорий». Одна записка попала в руки полиции.

Григорий Распутин с великосветскими поклонницами. Фото: общественное достояние.

По словам Мартынова, «страм» Распутина шокировал посетителей, многие из которых предпочли покинуть заведение.

До сих пор историки спорят, был ли вообще кутеж Распутина в «Яру», или полиция собрала досужие домыслы праздных зевак, ненавидевших Григория Ефимовича.

Тем не менее, в 1915 году виновность Распутина была для большинства очевидной. Инцидент в «Яру», как и многие другие раскрученные прессой события, оказал крайне негативное влияние на репутацию императорской семьи, фактически, приблизив крах дома Романовых.

Конец «Яра»

После революции «Яр» был закрыт. Его владельца, Алексея Судакова, арестовали и выслали в родную деревню Ярославской губернии. Так Судаков вернулся к истокам — был крестьянином, официантом, миллионщиком-владельцем ресторации, и снова крестьянином.

В годы НЭПа «Яр» ненадолго снова распахнул свои двери для посетителей, но, разумеется, кутежей дореволюционного уровня здесь уже не было. В 1925 году в здании ресторана уже находился кинотехникум, а с 1930 и по 1939 годы здесь располагался ВГИК.

В 1952 году здание было полностью перестроено под гостиницу «Советская» в стиле сталинского ампира. При гостинице работал и весьма популярный ресторан. В 1998 году это заведение снова стало называться «Яром», но, конечно, к тому самому, легендарному «Яру» эта ресторация имеет весьма условное отношение.