Скифы и саки, археология, антропология, язык. Кратко

Скифы и саки. Легендарные народы о которых писали и древние греки и древние персы. Они занимали огромные территории от Черного моря до Алтая. Кто только не называет их сейчас своими предками — и русские, и тюрки, и осетины и даже якуты, да еще много претендентов. Сведений о них на самом деле немного, но на сегодняшний день наука накопила все-таки достаточный объем знаний об этих народах.

Гребень из кургана Солоха (Украина). IV век до н. э.

Скажем сразу, что скифы и саки это отнюдь не разные народы. Просто греки называли кочевников из северных степей скифами, а персы саками. Очень точно об этом написал Геродот, который прямо сказал, что персы называют скифов саками и никаких сомнений в том что это одно и тоже.

Конечно и греки и персы прекрасно знали, что скифо-сакский мир разделен на множество разных племен и народов, но ни на секунду не подвергали сомнению их общее происхождение и некое единство. А это единство занимало огромные пространства

Это греческий вариант, а на персидских картах добавлялись еще несколько народов.

То есть мы имеем дело с огромным образованием из множества племен имеющих общее происхождение. По крайней мере так считали древние греки и персы. А что сейчас? Кто они эти скифы-саки.

Археология и лингвистика

Если ориентироваться только на археологические исследования, то никаких сомнений в том, что на этом пространстве жил единый народ вообще не возникнет. Единая материальная культура с небольшими локальными различиями. Это факт.

Вот два ювелирных изделия практически идентичных по всем параметрам. Но один олень найден в Прикубанье, а другой в одном из Пазырыкских курганов на Горном Алтае. Причем ни один из них не привозной, оба сделаны на месте.

В принципе это понятно, материальную культуру часто определяет хозяйственный тип, а он примерно одинаков — кочевое и полукочевое скотоводство. Однако подобное единство на столь больших пространствах все-таки удивляет.

Лингвистические исследования приводят примерно к тем же выводам. Исследования в сфере скифских языков идут уже давно и есть определенные результаты. Конечно, вопрос достаточно сложный. Ведь сами кочевники писать не умели и никаких следов своего языка не оставили.

Однако есть такие разделы лингвистики как ономастика (имена собственные) и топонимика (географические названия). Вот это осталось в достаточном количестве, правда, в основном, в иноязычных транскрипциях. Так что работа лингвистов можно назвать ювелирной.

Не будем сильно вдаваться в подробности, а скажем, что в результате исследований на сегодняшний день наиболее обоснованной и повсеместно принятой является версия их ираноязычности. Если конкретнее, то лингвисты считают, что скифы-саки говорили на восточных диалектах иранской группы индоевропейской языковой семьи. Кстати и древние греки с древними персами не сомневались, что эти народы говорили на одном языке.

То есть археология и лингвистика говорят о единстве племен населяющих евразийские степи и об их общем происхождении. А что считают антропологи и генетики?

Генетика и палеонтропология

Ну генетические исследования не столь уж давнее изобретение, но скифов исследовать успели. Было обследовано чуть более 100 костяков. Опять же не будем вдаваться в подробности, а если кому интересно, то можно посмотреть статью в «Science Advances» от 26 марта 2021 года, том 7, выпуск 13.

Если коротко, то генетики пришли к выводу о неожиданно большом генетическом разнообразии скифо-сакских народов и как минимум трех возможных регионах происхождения. То есть ни о каком генетическом единстве и речи нет.

Как ни странно антропология тоже подтверждает большое разнообразие. Скифы делятся на 5 антропологических типов — причерноморский, амударьинский, алтайский, памирский и енисейский. Единственное, что их объединяет это то, что все эти типы относятся к европеоидной расе, хотя в алтайском и амударьинском варианте прослеживаются небольшие следы монголоидной примеси.

Скульптурная реконструкция по черепу из могильника Чиликты в Восточном Казахстане ( 6-5 века д.н.э.). Авторы Т. С. Балуева, Е. В. Веселовская.

Три других варианта, несмотря на строгую европеоидность тоже сильно различаются. Причерноморский относится к балтскому типу, памирский к средиземноморскому, а енисейский занимает промежуточное между ними положение и очень своеобразен.

То есть никакого единства в антропологии, как и в генетике , нет и получается очень интересная картинка. На огромных пространствах степной зоны Евразии обитали народы с единой материальной культурой и говорящие на родственных языках, но с очень смешанной генетикой и несходными антропологическими характеристиками.

Да, для жителей зоны древних цивилизаций, которые с ними сталкивались они действительно были едины, но на самом деле там проживало много разных племен и зачастую враждебных друг другу. Единая материальная культура вполне объясняется общим типом хозяйствования, а родственные языки довольно частое явление у этносов проживающих рядом.

Ну а кто именно является их потомком… Да все более поздние народы пришедшие на эти территории — и славяне, и тюрки, и финно-угры — наверняка имеют в себе скифо-сакскую часть. Ведь народы исчезают, а люди остаются и входят в состав новых народов.