​Станции метро на первом этаже: зачем их встраивали в дома

full-c3a1c0be0b06bc96de6014207021afd0-1188249
Несколько лет назад китайские архитекторы пустили метро через 19-этажный дом, а в Москве еще в начале 30-х годов первые этажи сразу нескольких зданий заняли станции метро. Для чего это было сделано, и как жилось жильцам этих многоэтажек?

d0bcd0b5d182d180d0be-8588161
Первая станция метро в жилом доме — «Охотный ряд»

Пешком до метро

Казалось бы, звучит как мечта: спустился на первый этаж, завернул за угол — и ты в метро. Но не мешают ли при этом шум и вибрации? Когда принималось решение о строительстве в Москве метро, пришлось решать проблему транспортировки все возраставшего населения новой столицы. Уже с началом 30-х годов стало понятно, что автобусы и трамваи не могут справиться с пассажирским потоком. Новое средство передвижения было всем хорошо: и бюджетное, и быстрое, и может обслуживать массы людей. Проблема была только в том, что метро должно было располагаться и в центре, а Москва, как старинный город, имела неширокие улицы и страдала от нехватки места для строительства даже в царские времена, еще до того, как снова стала столицей. Строители первых станций московского метро столкнулись со сложной задачей: как, не занимая проезжую и пешеходную зону, организовать вход в метро. Найденное решение оказалось настолько удобным, что многие последующие станции встраивали уже на этапе проектирования дома. Конструкционно строить отдельные станции было бы проще, но ноу-хау советских инженеров было практичнее.

902085-1851163
Метро в высотке «Красные ворота»

Экономия пространства и триумф инженерной мысли

Первая станция на первом этаже дома открылась в 1935 году. Это был расположенный в сердце столицы «Охотный ряд». На месте нового вестибюля был мясной магазин. Станции метро собирались построить и во всех сталинских высотках Москвы. Воплощен этот проект был только в здании на Садовом кольце — там открылась станция «Красные ворота». Ее сооружение — триумф советской инженерной мысли: для того чтобы сэкономить время, вестибюль строили одновременно с заливкой фундамента. Котлован под метро угрожал устойчивости здания, которое могло просто рухнуть. Архитектор Алексей Душкин принял решение заморозить грунт на время строительства, а само здание возводили с небольшим наклоном, который компенсировался после завершения работ.

avtozavodskaya-02-7053232
Станция «Автозаводская» вписывалась в жилой дом уже по проекту, а не из-за необходимости

Станция метро «Автозаводская», которую возводили около автомобильного завода имени Сталина, была отдельно стоящей, но в проекте были запланированы и здания вокруг. Сегодня она вписана между двумя домами для удобства жителей. Так же произошло и со станцией «Проспект мира», к которой «добавили» дом через год после ее открытия.
Никто из жителей и по сей день не жалуется на такое соседство, от которого шума и неудобства не больше, чем от обычных офисов или магазинов. Так что метро на первом этаже — однозначное удобство.

437399-5394308
Станция «Проспект мира»