Удивительная история дома- колодца для «богатых белых»: блеск и разрушение, полный упадок и второе рождение

Доброго всем дня, дорогие читатели!

У меня двоякое отношение к современным архитекторам. С одной стороны, интересно посмотреть на их буйные фантазии, такие замысловатые, сложные в строительстве, использовании и обслуживании. С другой стороны, всегда возникает вопрос, где они родились: на Земле, или их в пробирке вывели инопланетяне. Ну почему они обязательно стараются (не все, конечно, не все, но самые «прогрессивные», обласканные критиками и мэрами крупных городов) испортить жизнь людей, которые должны будут жить в доме, придуманном ими, а если и не испортить, то значительно усложнить. Почему часто дома создаются без всякого учета простых потребностей живого человека, почему люди, попадая в дом, плод воспалённого самолюбования архитектора, должны всей своей жизнью доказывать (или опровергать) философские (!) размышления, воплощенные в стекле и бетоне?

Вот, например, африканская «Башня смерти», как её теперь называют.

Когда я в первый раз увидела африканскую «Башню смерти», я подумала, что это крайне неудачная силосная башня, и уже потом, присмотревшись, поняла, что это высотный дом, построенный в форме круглого бетонного колодца. Хотя, почему «в форме»? Это, действительно, бетонный колодец. Такое передовое творение архитекторов в Южноафриканском городе Йоханнесбурге. Называется это чудо чудное «Ponte City», в высоту имеет 55 этажей (или 54 этажа, смотря как считать):

Начиналось всё бравурно. Громкий рекламный слоган «Добро пожаловать в Рай на Земле» обещал высочайший уровень комфорта и роскоши. А если учесть, что дело было в 70-х годах прошлого века, когда реклама ещё хоть как-то отражала истинное положение дел, то, скорее всего, квартиры в этой башне соответствовали высоким требованиям состоятельных белых жителей Йоханнесбурга (на тот момент, политику апартеида ещё никто не отменил). К шести пентхаусам, расположенным на верхнем этаже башни, прилагались сауны и винные погреба. По тем временам это было ого-го! А на нижних этажах располагались зоны отдыха и многочисленные магазинчики, снабжавшие жильцов всем необходимым.

Ну и, конечно, великолепные панорамные виды, открывавшиеся на весь город:

По замыслу архитекторов, этот дом должен был стать небольшим «городом в городе», этаким райским местечком, обеспеченным всем необходимым. Из такого дома можно было никуда не ходить, да и зачем, думали наивные архитекторы. Ведь всё там было для людей придумано и продумано: даже сама форма строения казалась такой передовой! И свет в этот «чудесный» колодец поступает, вот какое новшество)))

Но в жизни всё обычно идёт не так, как себе архитекторы напридумывали.

Во-первых, выбирая место для строительства, совсем не учли, что богатые белые будут жить не в самом благополучном районе.

Во-вторых, из-за быстрого роста самого города, границы благополучных районов сильно сдвинулись, оставив «Райский дом» этаким островом среди криминальных трущоб. Понятно, что паническое бегство богатых белых из такого «Эдема» — было лишь делом времени.

А после панического бегства белых жильцов дома, пустующие квартиры стали быстро заполняться наркоторговцами, уличными бандами, да и просто бездомными жителями (теперь уже черными) Йоханнесбурга.

Кстати, аналогичная история произошла в Америке.

Падение в социальную пропасть было почти молниеносным. Новые жильцы не платили по счетам, за что и были отключены от всех благ цивилизации: воды, электричества и канализации. Представляете себе такой дом-призрак, пятидесяти пяти этажей высотой без канализации? Как вы думаете, что сделали догадливые новые жильцы? Они стали весь мусор и нечистоты сваливать в тот самый колодец, который раньше служил источником дополнительного света. Свалка доросла до пятого этажа башни! Вот такое превращение рая в ад.

Дальше — больше, Ponte City стал любимым местом для желающих свести счеты с жизнью: люди, устав от бессмысленности и ужаса окружавшей их жизни, просто прыгали с верхних этажей в заваленный мусором колодец.

Власти города даже пытались сделать из Ponte тюрьму. Но не срослось и это.

Только в 2007 году были выделены огромные деньги на реконструкцию и расчистку мусорных завалов.

В доме даже появились новые жильцы. Их совсем не много, да и жить там до сих пор страшно, хоть там и установлена круглосуточная охрана. Но дом пережил второе рождение в новой ипостаси: он стал декорацией для постапокалиптических и фантастических фильмов (последняя часть «Обители зла», начало фильма «Судья Дредд», «Робот по имени Чаппи» и нескольких других), а также местом паломничества туристов, любителей всяческих угрюмых мест с тяжелой энергетикой.

Вот такой блеск и такая нищета в истории одной отдельно взятой башни. Взлёт и падение, роскошь и разорение, надежда и крушение. Всё как в жизни.

Спасибо за внимание! До новых встреч!