В чем секрет скрипок Страдивари и почему даже с помощью современных технологий не удается их повторить

Современные скрипки создаются при помощи передовых технологий. Физики проводят исследования на резонанс. Но звук всё равно не тот!

Создание скрипок по методу Страдивари — это утраченная технология производства музыкальных инструментов. Современным технологиям пока не удается достичь такого же качества звука.

Антонио Страдивари выучился у лучшего мастера своего времени – Николо Амати, слава которого уходила далеко за пределы Италии. Но очень быстро ученик перерос своего учителя. Первую прекрасную скрипку он создал уже в 22 года, но самые лучшие свои работы смог создать только в 60.

Скрипки, а также различные альты, виолончели, гитары, арфы были созданы семьей Страдивари в Италии в 1666-1750 гг.

Скрипка работы Страдивари

Скрипки Страдивари стали всемирно известными благодаря беспрецедентному качеству звука. Невозможно воспроизвести эти инструменты, технология ушла вместе с семьей Страдивари.

Сегодня осталось всего 1150 инструментов, и стоят они по несколько сотен тысяч долларов. Страдивари все свои инструменты помечал одинаково. Оставлял свои инициалы А.S. и мальтийский крест в двойном кругу. Но скрипки Страдивари регулярно подделываются, но опытные эксперты умеют отличать подлинники.

Как была утрачена технология Страдивари

Техника изготовления инструментов Страдивари была семейной тайной, известной только Антонио Страдивари и его сыновьям Омобоно и Франческо. Из людей со стороны Страдивари взял лишь одного ученика — Карла Бергонци.

У Страдивари было 11 детей и только двое смогли хотя бы на базовом уровне освоить ремесло. Однако их качество все-таки уступало маэстро. Как только они умерли, секрет умер вместе с ними. А Бергонци основал свою династию, но в ней хоть и были сильные мастера, уровня Страдивари достичь им не удалось.

Некоторые ремесленники делали попытки воспроизвести это искусство. Они использовали ту же древесину, добивались уникальной формы, чтобы добиться знаменитого резонанса, который был у инструментов Страдивари.

Страдивари много экспериментировал и в итоге выбрал для своих инструментов ель сорта «хазельфихте». Вариант европейской ели, которая произрастает в Альпах. На севере Италии до сих пор есть так называемый «Скрипичный лес», где заказывал стволы Страдивари.

«Скрипичный лес» с потомками тех самых елей, из которых Страдивари создавал свои скрипки

Ель сорта «хазельфихте» — это вариант европейской ели, которая произрастает в Альпах.

Основная гипотеза — звук связан с плотностью используемой древесины. Добиться такого качества один в один пока не удается. К тому же, Страдивари использовал набор разных смол от нескольких сортов деревьев. Утрачен и рецепт и сами деревья – некоторые из них были вырублены в Европе. Плюс Страдивари проводил эффективную обработку против грибков и насекомых. Покрывал очень тонким лаком, что тоже только добавляло звучания.

Более того, с годами звучание инструментов Страдивари становится только глубже и красивее.

Впрочем, современные инструменты тоже делаются на весьма высоком уровне. Согласно исследованию, большинство обычных людей не замечают разницы в качестве звука между скрипкой Страдивари и ее лучшими современными аналогами. Однако специалисты эту разницу замечают легко и мечтают воскресить древнюю технологию.

Самым дорогим инструментом работы Страдивари стала виолончель Дюпора. На ней играл знаменитый маэстро Мстислав Ростропович.

На виолончели есть царапина, которую когда-то случайно оставил сам Наполеон Бонапарт, который пытался сыграть на инструменте.

В разное время виолончель принадлежала разным знаменитым музыкантам. С 1974 по 2007 год на виолончели Дюпора играл Мстислав Ростропович. После смерти маэстро родственники продали виолончель Дюпора японскому музею за фантастические 20 млн долларов.

Почему виолончель стоит так дорого – гораздо дороже других инструментов Страдивари?

Кроме качества значение имеет история инструмента. Факт, что на ней играл Ростропович, сразу увеличивает ценник на 30%. И еще 20% к цене добавляет царапина, оставленная Наполеоном.