За что так не любят современное искусство и почему стоит дать ему шанс

Современное искусство. Всего два слова, а сколько эмоций. В нашем мире отношение к нему крайне неоднозначно и противоречиво. Такое ощущение, что кто-то могущественный разделил все общество на два воюющих лагеря: тех, кто современным искусством восхищается и тех, кто его презирает. И если с первой категорией людей все понятно(всё-таки творчество доставляет эстетическое удовольствие), то понять вторых на первый взгляд очень сложно. Согласитесь, довольно странно звучит фраза наподобие «я чувствую отвращение к картине Шишкина «Утро в сосновом лесу»». Нет, конечно же, любое произведение может не понравиться, не найти отклика в душе зрителя, но не до такой же степени. Так чем же так не угодило современное искусство его противникам?

Но прежде чем искать ответы на этот вопрос, давайте разберемся, какое искусство считается современным и когда оно появилось.

Точкой отсчёта перехода от классического искусства к современному можно считать вторую половину 19 — начало 20 века. Именно тогда художники начали выходить за установленные рамки искусства. До того времени «образцовыми» считались произведения, демонстрирующие исторические или аллегорические сюжеты. Изображение бытовых сцен считалось чем-то низким и недостойным холста. Во второй половине 19 — начале 20 века появилось множество новаторских направлений искусства, которые можно объединить одним термином «авангардизм». В этом собирательном направлении работали такие известные художники, как Винсент Ван Гог, Клод Моне, Казимир Малевич и Сальвадор Дали. Они перевернули мир искусства с ног на голову и доказали, что изображённые сюжеты не обязаны отражать существующую действительность и содержать привычные формы.


Дали “Постоянство памяти”

Ван Гог “Звездная ночь”

Как уже было сказано, вторая половина 19- начало 20 века — это переходный этап от классического искусства к современному. Само же современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960—1970-х годов. В настоящий момент к основным видам современного искусства относятся абстрагирование, реализм, авангардизм, андерграунд, модернизм, поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм, реди-мейд, инсталляция и хэппенинг.


Кинетическое искусство


Оп-Арт


Хэппиенг

Реди-мейд

Теперь, когда мы разобрались с историей современного искусства и его видами, самое время ответить на вопрос, почему многим оно не нравится.

Первая и, наверное, самая очевидная причина кроется в том, что многие произведения искусства сложно, а иногда невозможно, понять. Зрителям становится некомфортно перед картиной или фотографией, на которой запечатлены разноцветные полосы, брызги и разводы. Они стараются разглядеть хоть один образ, который пусть и отдаленно будет напоминать что-то из реальной жизни. Идентификация объекта, воспоминания и ощущения, связанный с ним, вызывают яркие эмоции у смотрящих. Вспомним картину «Утро в сосновом лесу». Легко представить, как пахнут осенние листья, чуть мокрые от росы, как греет кожу утреннее солнце и как щебечут ранние пташки. Эти ощущения знакомы каждому, а потому картина вызывает приятные эмоции. Когда перед зрителем нет ни одного знакомого объекта, как минимум, у него нет никаких чувств к изображённому, как максимум — он ощущает отторжение и раздражение, потому что не понимает, на что смотрит и зачем.


Тильманс “Свободное плавание”

Шишкин “Утро в сосновом лесу”

Вторая причина ненависти — это нарушение творцами общепринятых норм морали. Современные деятели искусства часто эпатируют публику творениями, граничащими с порнографией или необычными материалами, которые они используют в своем творчестве. Например, британский скульптор Джейми Маккартни прославился тем, что запечатлел в гипсе 400 разнообразных женских половых органов. Его работы были выставлены во многих городах мира. А Румынская художница Тими Пал заняла свою нишу в искусстве благодаря того, что пишет картины менструальной кровью. Работы этих авторов объединяет вложенный в них смысл — что естественно, то не безобразно. Но несмотря на благую цель, далеко не всем приятно созерцать такое искусство.


Пал “Ребенок”

Ещё одной причиной ненависти является размытая грань между искусством и неуважением к публике. Заплатив деньги за входной билет на выставку, зритель ожидает увидеть результат кропотливого труда, плоды бессонных ночей и долгих поисков вдохновения. Однако его ожидания не всегда оправдываются. Иногда картины выглядят как первые художественные эксперименты двухлетнего ребенка или ученика первого класса художественной школы. Более того, в центре выставки именитого деятеля искусства можно обнаружить какой-нибудь предмет обихода, например, писсуар. Обычный, белый, может быть, с какой-нибудь подписью маркером. Как правило, у подобных произведений есть история с глубоким смыслом, однако узнать, правда ли сначала появилась идея, а потом ее воплощение, невозможно, поэтому многие чувствуют себя обманутыми.

Дюшан “Фонтан”

И все же, современному искусству стоит дать шанс. Это очень широкий пласт творчества. Даже если какое-то направление оказалось вам не близко или вызвало негативные эмоции, можно ознакомиться с другими. Зачастую нелюбовь к актуальному искусству возникает из-за попыток подстроить его под классическое.Это в корне неверно. Если классическое искусство нужно видеть, то современное — чувствовать. Иногда неясность на полотне и название могут вызвать больше эмоций, чем картина с понятным сюжетом. Посмотрите на представленные ниже произведения искусства.


На первый взгляд — ничего интересного, просто красная краска на полотне и детский сарафан. Но что вы почувствуете, если узнаете, что первая картина называется “Беларусь”, а на втором фото изображен один из экспонатов выставки “Во что были одеты жертвы изнасилования”?