«Забытая мелодия для флейты» — аморальная история 70-х годов: что осталось за кадром

До перестройки, начавшейся с приходом Горбачева к власти, режиссеры, писатели, композиторы и другие творческие люди привыкли к преодолению цензурных требований и рамок. Когда свободы стало больше, у многих сбилась стрелка компаса: как работать, что же людям говорить?

Например, последние картины Гайдая не так интересны и захватывающи, чем сделанные в шестидесятых-семидесятых годах (хотя многие поспорят — и это правильно).

Эльдар Рязанов снимал комедии с налетом сатиры и легкой небывальщины, за что их и любил народ. Во второй половине восьмидесятых годов из-под «его пера» стали появляться трагикомические фильмы с включением эпизодов в стиле фэнтези. Люди шли «на Рязанова», а получали совсем другой контент. Кто-то был в восторге, другие не понимали и не принимали. Первой в череде новых картин появилась «Забытая мелодия для флейты».

Сценарий

Пьеса «Аморальная история», написанная еще в середине семидесятых, ждала участи давно. Лежали и готовые стихи: «Мы не сеем, не пашем, не строим, мы гордимся общественным строем». Откровенная критика зажравшихся и бездельничающих чиновников в годы застоя не могла быть экранизирована.

В середине восьмидесятых Рязанов стряхнул пыль со старых рукописей и отправился согласовывать постановку. Даже для первых лет горбачевской эпохи она оказалась слишком радикальной. Съемку разрешили, но в сценарий пришлось вносить коррективы.

Актерский ансамбль

В главной роли Эльдар Рязанов представлял исключительно Леонида Филатова. Актер был занят в другом фильме, режиссер согласился его ждать до победного.

Татьяна Догилева в качестве медсестры Лиды смотрелась органично и убедительно. На втором плане также снимались исключительно советские звезды:

Ирина Купченко;

Валентин Гафт;

Всеволод Санаев;

Ольга Волкова;

Александр Ширвинд;

Елена Майорова:

Александр Панкратов-Черный.

Съемки с перерывом на госпитализацию

В январе 1987 года настала пора гласности, поэтому авторы картины вернулись к первоначальному, самому резкому варианту сценария. Единственное сохранившееся изменение – главного героя оставили в живых.

Съемки начались с тех моментов, где не требовалось присутствие Филатова. Группа выезжала «на натуру» в Крым и Казахстан. Горный климат в итоге привел к микроинсульту у Рязанова, которого срочно привезли в Москву и госпитализировали.

Когда Филатов закончил предыдущую работу, Эльдар Александрович еще находился в больнице. С согласия врачей он стал приезжать в стационар только на процедуры, днем работал, спал дома. Только через месяц вердикт медиков о состоянии здоровья стал положительным. Дела пошли быстро и в ноябре фильм уже вышел на экраны.

Интересные факты

В актерской среде играть свою гибель на камеру считается плохо приметой. Леониду Филатову пришлось изображать в финале клиническую смерть, где его спасает любящая женщина. Друзья и близкие уверены, что этот эпизод привел к ранней (в 56 лет) кончине самого артиста. На него «свалились» инсульты, отказ почек и уход в 2003 году.

Автором стихов «Мы не сеем…» был Эльдар Рязанов, а не Сергей Никитин, исполнивший вместе с Татьяной песню за кадром. Музыку написал Андрей Петров, с которым режиссер сотрудничал долгое время.

Сцена с попаданием главного героя «на тот свет», возможно, была для режиссера некоторой репетицией мечты об экранизации «Мастера и Маргариты»…

Я не вру, а констатирую факты! Пишу ни со злобой и завистью, а с хорошими помыслами! Мне важно Ваше мнение, а если поделитесь моими публикациями в соц. сетях, я буду Вам очень признательна!