Жил с надломом, ушел с улыбкой: Олег Даль так и не смог достичь совершенства

Олег Даль — одна из самых талантливых и трагических фигур прошлого столетия. Фильмы с его участием стали культовыми. Каждый его персонаж подкупает зрителей обаянием и искренностью. Но если хороших ролей в его «копилке» было много, то близких людей, напротив, мало.

Родился актер под Москвой — в Люблино. Отец артиста был важной фигурой на железной дороге, а мать работала учительницей. Супруги воспитывали двоих детей: Олега и его старшую сестру Ираиду.

Олег рос самым обычным ребенком, любил подвижные игры на свежем воздухе. Детство же его было сложным: на свет он появился незадолго до начала войны. После войны все начали возвращаться к обычной жизни. Семья Даль не стала исключением.

Олег решил серьезно заняться баскетболом, однако во время занятия ему стало плохо: врачи диагностировали проблемы с сердцем. Дорога в мир спорта была для него заказана.

Когда Олег стал подростком, он понял, что ему интересно искусство. Особенно сильно он начал увлекаться литературой. Любимым персонажем парня стал Печорин: он часто мечтал о том, что когда-нибудь станет таким же, как лермонтовский персонаж. Он тогда даже предположить не мог, что через 15 лет он и впрямь сможет стать Григорием Александровичем.

Ответ на вопрос, как стать Печориным, пришел очень скоро: Олег понял, что ему для этого нужно стать актером. Когда он сообщил о своем решении родителям, то услышал лишь негодование. Потомки великого лингвиста сказали сыну, что у актеров непостоянный доход. Кроме того, талантливый артист не мог быть картавым, а Олег не мог выговаривать определенные звуки.

Но недовольство родителей не стало препятствием: он все равно решил поступать в театральный. В «Щепку» он поступил с первого раза: помогли ему в этом Лермонтов и Гоголь. А упорные занятия победили природную картавость, которая преследовала юношу с детства. Уже на младших курсах его речь стала четкой и правильной.

Даля считали одним из самых талантливых студентов, и именно он особенно понравился артистам «Современника», которые пришли на выпускной спектакль. Актеры сказали юному таланту, что ему необходимо поговорить с Олегом Ефремовым, который тогда был главным режиссером. Тот принял Даля в труппу.

Далю удалось очень быстро стать «своим»: он был создан для «Современника», актеры которого всегда выделялись врожденным благородством. Олегу помог не только талант, но и его интеллигентность, изящество рук, выразительные синие глаза и тонкие черты лица.

Однако на протяжении пяти лет актеру доверяли лишь второстепенные роли. Реализовать свой потенциал Далю помогла Галина Волчек, пригласившая его в свою пьесу «На дне».

Олег много репетировал и часто обсуждал тонкости работы со своей партнершей – Аллой Покровской. Однажды он сказал ей, что ей нужно стать на сцене «пугливой козой».

Девушке было странно слышать от интеллигентного Олега такие слова, но тот сразу пояснил ей, что «коза» — это не сленг: просто он на самом деле видит в ней черты этого животного.

Даль всегда считал себя театральным актером, даже несмотря на то, что в кино он добился огромных успехов. Перемены в личной жизни также произошли у него на подмостках. Первой большой любовью Олега стала Нина Дорошина — актриса, сыгравшая главную роль в картине «Любовь и голуби».

Олег решил, что уже готов жениться. Нина познакомилась с семьей своего избранника, влюбленные выбрали дату торжества. Но прямо во время церемонии невеста куда-то делась. Когда обнаружилось, что исчез и Олег Ефремов, жених сразу все понял. Большую часть своего праздника он провел в одиночестве. Затем Нина вернулась, а вместе с ней вернулся и Ефремов.

Даль был уверен, что Нина его предала. Желая отомстить, он и сам куда-то исчез после свадьбы и не появлялся дома три дня. В течение недели супруги пытались заново построить отношения, но им это не удалось: они решили разъехаться.

Это событие стало роковым в жизни Даля: именно после несостоявшегося счастья с Ниной он стал бескомпромиссным и тяжелым человеком. Татьяну Лаврову он встретил тогда, когда уже был известным актером. Уже тогда в его глазах была тоска, говорившая о том, что Олег и сам не может понять, чего он хочет от жизни.

Лаврова стала его второй супругой, однако и с ней Олегу не удалось построить счастье. Он уже тогда начал прикладываться к бутылке и срывать на любимой собственные неудачи. Актриса и сама отличалась сложным характером, поэтому она не смогла смириться с таким отношением. Очень скоро супруги разошлись.

На съемках «Короля Лира» он познакомился с Елизаветой Апраксиной – девушкой, работавшей монтажером. Олегу сразу понравилась Лиза, а она не могла сопротивляться его обаянию. Поженившись, влюбленные начали жить с матерью Лизы. Лишь много позже им получилось обрести собственное жилье.

Лиза говорила, что в новой квартире Олег стал отличным семьянином. Даже несмотря на то, что он уже много пил, он всегда возвращался домой. Даже если он и не был счастлив, с Лизой ему было спокойнее, чем в любой другой жизненный период.

Со временем в нем началась сильнее проявляться печоринская сущность, но особенно явной она стала после смерти Высоцкого. После похорон барда он сказал, что будет следующим.

Однажды, посидев с коллегами в ресторане, актер сказал, что пойдет домой — умирать. Его приятели подумали, что Олег просто шутит, но на следующее утро его на самом деле нашли бездыханным. На его лице была улыбка. Официальная причина — остановка сердца. Он знал, что ему нельзя пить — он был закодирован, но влил в себя целую бутылку. Кто-то считает, что нарочно…

В дневниках Даль писал о безысходности, невозможности достичь совершенства. Эдвард Радзинский однажды сказал, что Даль был болен одной из самых трагических болезней – манией совершенства – и умер именно от нее.