«Зигзаг удачи»: как можно было спасти советский ромком

Недавно Мосфильм выложил комедию Эльдара Рязанова в HD-качестве. В связи с этим — обсудим ленту классика советского кинематографа. Тем более, что уделяется ему намного меньше времени, чем набившим оскомину «Гаражу», «Иронии», или «Служебному роману».

Сюжет: сотрудник фотоателье Орешников (в исполнении Евгения Леонова) мечтает о новом фотоаппарате за 400 руб. Штука дорогая, и можно только вздыхать, таращясь на витрину. Чтобы хоть как-то приблизиться к мечте, он берёт из рабочей коллективной «кассы взаимопомощи» деньги и покупает лотерею-облигацию, розыгрыш которой назначен на ближайшее время.

И, ясное дело, выигрывает. Куш составляет целых 10 тысяч рублей. Разумеется, коллеги начинают претендовать на выигрыш: ведь куплен билет был на коллективные средства! Но есть ньюанс: деньги в копилку, ту самую «кассу взаимопомощи» вносили далеко не все сотрудники: лишь сам Орешников да его коллега Алевтина — и та закинула лишь то, что заняла у Орешникова.

В рецензиях и отзывах часто пишут, что это своеобразное исследование темы жадности и алчности. А сам «Зигзаг…» является репетицией к «Гаражу». И на деле есть схожие моменты и мотивы: и там и там зритель наблюдает за тем, как приличные люди начинают вести себя неприлично — когда дело касается их личной выгоды. От этого в фильме ощущаются поучительные интонации, из-за чего кажется, будто смотришь большой выпуск «Фитиля».

А еще в обоих лентах присутствуют сцены коллективного собрания, где через прения сторон принимаются важные решения.

Но в «Зигзаге» есть важное отличие: наличие любовной лирики. Причём здесь не одна любовная история, а целых две — или даже три, как посмотреть. И вот главная мысль, которую я хочу выразить: именно эти нравоучительно-изобличающие сатирические элементы и портят «Зигзаг удачи». Если сместить фокус в сторону отношений, то получится весьма интересный ситком, в котором переплетаются несколько любовных линий.

Представьте, если изначально сделать отношения героев Талызиной и Евстигнеева — главными в фильме. Дать им больше экранного времени, сместив акценты на их странную пару. Ведь до чего яркие персонажи, и как замечательно сыграны! При этом даже не надо было бы убирать Орешникова с его облигацией и выигрышем — просто эта линия шла бы на фоне. Другим «любовным» сюжетам — тоже больше простора: отношения ренгенолога и его жены-блондинки тоже не безынтересны.

Но социальные аспекты, видимо, были важнее. И в результате Рязанов снял пусть и добротную, но весьма не сбалансированную комедию — типичную для того времени в советском кинематографе. Чем испортил хороший (и возможно, один из первых) советский ромком.
Почему испортил? Да потому что именно всей этой беготне с деньгами веришь меньше всего. Почти все сцены, связанные с выигрышем смотрятся натянуто и надумано: от момента, когда героя Леонова лишают выигрыша до финального «ограбления».

Для взрослого человека, знающего советские реалии фильм всё еще будет восприниматься понятным и привычным. А вот новому зрителю это будет попросту неинтересным — нет правдоподобности. Жаль, конечно. Но переместив акценты, убрав «обличающий» тон — и будет вам бессмертное кино на все времена.